КИТА unofficial

Ваши интересы => Музыкалка => Тема начата: Zimburella от Март 06, 2011, 01:08:48



Название: Симфонический оркестр
Отправлено: Zimburella от Март 06, 2011, 01:08:48
В зависимости от состава оркестры носят наименования:
- симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.


В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

(с) http://festival.1september.ru/


Название: Re: Симфонический оркестр
Отправлено: Zimburella от Март 06, 2011, 01:12:04
Рассадка оркестра

За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов.

Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.

В России чаще используется американская рассадка. Такая, как на представленном рисунке.

Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.
Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

(c) Википедия


Название: Re: Симфонический оркестр
Отправлено: Zimburella от Март 06, 2011, 01:29:00
Смычковые струнные инструменты:

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

Скрипка: 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Mozart Violin Concerto 5:
http://www.youtube.com/watch?v=5QlyMNMLlfI (http://www.youtube.com/watch?v=5QlyMNMLlfI)

Альт: по внешнему виду - копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре, и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде.
P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман: Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепьяно:
 http://www.youtube.com/watch?v=g4tJPbE4ZY8 (http://www.youtube.com/watch?v=g4tJPbE4ZY8)


Виолончель: Большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников. 

Дмитрий Шостакович: Соната для виолончели и фортепиано
http://www.youtube.com/watch?v=VPuiytZURHU (http://www.youtube.com/watch?v=VPuiytZURHU)


Контрабас: Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра. 

Shostakovich Sonate op.40 III largo
http://www.youtube.com/watch?v=5rzXEHlxzFU (http://www.youtube.com/watch?v=5rzXEHlxzFU)

(c) http://www.olofmp3.ru


Название: Re: Симфонический оркестр
Отправлено: Spirt от Март 20, 2011, 08:50:36
Ага, насчет альта. Это был любимый инструмент Прокофьева и альты традиционно на вечерах музыки Прокофьева сидят возле дирижера, а скрипки по краям))
Мне это импонирует, как и сам инструмент