Международный аэропорт Кансай, расположенный в центральной части Японии, в непосредственной близости от Осаки и Кобе, - настоящее чудо инженерного искусства, первая воздушная гавань, построенная на искусственном насыпном острове. Строителей не смутили ни глубина этого района Осакского залива (18-20 метров), ни очень илистое, рыхлое дно, которое пришлось дополнительно укреплять большими валунами и бетоном, а в основание фундамента будущего аэропорта забивать свыше пяти тысяч стальных свай. В результате через пять лет на свет появился самый большой на планете рукотворный остров площадью 510 гектаров, сжатый по периметру гигантской железобетонной дамбой. Затем - аэропортовые сооружения и четырехкилометровый, самый длинный в мире двухъярусный мост (сверху - шестирядная автомагистраль, снизу - две железнодорожные колеи), который соединил авиатерминал с материком - островом Хонсю. Официальное открытие аэропорта состоялось 4 сентября 1994 года.
Первая очередь строительства Кансая обошлась в $15 млрд и превысила первоначальную смету на 40%. Но результат того стоил. Сейчас это второй по размерам и значимости аэропорт Японии после токийского Нарита. Его пропускная способность - 25 млн пассажиров в год.
Взлетная полоса Кансая вытянулась на три с половиной километра, она позволяет принимать воздушные лайнеры любых габаритов и обслуживать более 160 тыс. рейсов в год. Когда в 1990 году обнаружилось, что насыпной остров проседает быстрее и сильнее расчетных данных, на ВПП и прилегающую территорию насыпали дополнительный, почти четырехметровый слой почвы (одна эта операция обошлась в $150 млн). Для того чтобы обеспечить безукоризненно ровную горизонтальную поверхность ВПП, на то место, где планировалось ее проложить, огромные мостовые краны практически непрерывно бросали с 30-метровой высоты 20-тонные трамбовочные чушки.
Центральное здание аэровокзала, пронизанное светом, изящно изогнутое, словно гибкая зеркальная стена протяженностью в 1,7 километра (самый длинный в мире аэропортовый терминал), является одним лучших достижений архитектуры XX века. Оно и в XXI столетие шагнуло весьма уверенно, ибо устареет еще не скоро: при строительстве здания использовали новейшие, высокотехнологичные материалы, самые последние достижения инженерной мысли. Этот шедевр окончательно укрепил авторитет Ренцо Пиано (который в сотрудничестве с Ричардом Роджерсом построил в 1970-х годах знаменитый Центр Помпиду в Париже) как выдающегося архитектора мирового масштаба, общепризнанного мастера хай-тека - индустриального стиля строительства, основные черты которого - использование самых новейших технологий в сочетании с высокой степенью автоматизации проектирования.
Аэровокзал возводили три года и два месяца, с 1991 по 1994 годы. Строители действовали как проходчики туннелей: поделились на две группы (в разные фазы работ каждая из них включала от четырех до десяти тысяч человек) и шли навстречу друг другу с северной и южной стороны искусственного острова, чтобы встретиться ровно на середине здания.
Проект стоил дорого и бросал своим создателям нешуточный инженерный вызов. Во-первых, он предъявлял высочайшие требования к прочности несущих конструкций: ведь это зона довольно частых тайфунов. Еще более головоломную задачу задали проблемы оседания почвы насыпного острова: по прогнозам, она могла просесть под фундаментом сооружения на глубину до одиннадцати метров. Учитывая огромную длину здания, сохранить при этом его строго горизонтальный уровень - проблема титаническая. Решали (и решают) ее весьма оригинально: оседание грунта постоянно компенсируется регулирующей системой гидравлических домкратов, которыми командует мощный компьютер, с ювелирной точностью подгоняющий высоту всех девятисот несущих бетонных колонн здания под единый линейно-горизонтальный параметр.
Крыша аэровокзала - отдельная история, вызвавшая в свое время немало пересудов. Она стала своего рода визитной карточкой всего аэропортового комплекса: газеты писали, что только она да еще Великая Китайская стена и видны из космоса. Насчет космоса судить не беремся, а вот с самолета и с поезда (пассажиры с материка прибывают в основном по железной дороге) она видна великолепно. Описывают ее по-разному, среди специалистов утвердился термин «сегмент велосипедной шины». Но только сегмент не части круга, а причудливо изогнутой, причем не только в поперечном, но и в продольном сечении, фигуры. В то же время изгибается крыша так пластично и так мягко, что градиент кривизны совсем-таки невысок, что позволило сделать всю ее «мозаичную» кровлю - 90 тыс. панелей из нержавеющей стали - из элементов совершенно одинакового размера. А это, в свою очередь, кардинально упростило соединение всех составных частей, обеспечило им предельно высокую прочность.
Дождевая вода четко канализируется и стекает по краям панелей в водонепроницаемый нижний слой. В результате крыша избегает загрязнения, обеспечивает высокую степень отражения солнечного тепла, сохраняет прекрасный внешний вид. Между каркасом здания и его покрытием сделаны гибкие соединения, которые позволяют амортизировать и компенсировать частые сейсмические колебания почвы, а также температурные перепады. В то же время низкая крыша аэровокзала предоставляет возможность оптимального обзора с диспетчерской вышки, которую поставили прямо на привокзальной площади.
Еще одним удачным технологическим решением стала высокоорганизованная ярусная структура здания, что позволяет пассажирам очень быстро делать пересадки с международных рейсов на внутренние и обратно.
Несмотря на «велосипедную крышу» и в целом симметричную форму здания, конструкция аэровокзала насыщена напряженной внутренней динамикой, дает ощущение набираемого разгона, готовности еще прибавить скорости и оторваться от земли вместе с очередным взлетающим в небо лайнером. Этот скрытый от видимого глазу порыв, это ощущение предполетности и составляет главное очарование аэровокзала. Высокая степень остекления создает внутри здания особую прозрачность, светонасыщенность и чувство простора: нет ощущения толпы, давящей на индивидуума людской массы.
С точки зрения чисто художественных достоинств Кансай может быть и не относится к величайшим шедеврам аэропортового строительства, однако, по общему признанию, он гармонично вписывается в окружающий пейзаж, не выглядит эдаким «пришельцем из космоса».
Расположение на искусственном острове в пяти километрах от материка дает аэропорту дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с другими воздушными воротами региона. Главные из них - возможность круглосуточной эксплуатации комплекса без каких-либо ограничений по уровню шума, а также практически неограниченные возможности по его дальнейшему расширению.
В этом году завершаются работы по строительству второй очереди международного аэропорта Кансай. Фактически рядом с первым насыпали еще один остров (площадью 545 гектаров), так же хитроумно укрепили его и построили на отвоеванной у моря территории еще две ВПП. Таким образом, ежегодное количество взлетов и посадок теперь можно будет увеличить до 230 тысяч.
По расчетам финансистов, к 2012 году Кансай станет рентабельным, а к 2024 году все расходы по его сооружению должны наконец-то полностью окупиться.
ИсточникИнтересные подробности в вики (eng)