Когда говорят об айкидо, я часто слышу замечание, что реальное применение (под которым подразумевают самооборону) возможно, как минимум, лет через пять… Прежде чем согласиться или критиковать данное утверждение, я хочу представить вниманию читателя некоторые соображения о структуре обучения вообще и постижения айкидо в частности.
Обучение имеет ступенчатую природу: сначала ребёнок научается держать карандаш и рисовать палочки, затем осваивает как писать буквы и их соединения и, лишь вслед за этим, переходит? к написанию слов. Причём длительность подготовительного периода, изучения основ непосредственно связана со сложностью самого искусства. На приобретение навыков смешивания песка и цемента уходит значительно меньше времени, чем шесть лет, необходимых для получения диплома архитектора. Было бы очень странно, если кто-нибудь стал бы утверждать, что нет никакого смысла учиться на архитектора, только потому, что им нельзя стать за полгода.
В конечном счёте, всё сводится к целесообразности. Если всё, что требуется – это выкопать яму или сколотить сарай, то для этого совершенно не нужно изучать сопротивление материалов, проектирование с помощью компьютера и т.п. Точно так же не надо идти в клуб айкидо, если целью является научиться бить нападающего в челюсть. Этому научат в других местах. На что же уходят годы?
Один из важнейших моментов в освоении техники – тай сабаки, то есть перемещение тела в пространстве. Очень часто, когда на человека нападают, он встаёт “как вкопанный” или же совершает такие перемещения, которые не являются эффективными. Длительная отработка перемещений в айкидо позволяет уйти с линии атаки и вовлечь нападающего в сферическое движение, заканчивающееся контролем или броском.
Второй момент – освоение разнообразия технического арсенала. Если бы одна техника была одинаково эффективна против всех, то в айкидо была бы только одна техника. Однако люди обладают разным весом, ростом, скоростью, силой. Техника, которая получается на высоком и худом, может не получиться на коренастом.
Здесь мы переходим к третьему моменту – взаимодействию с атакующим. Все необходимые движения должны быть произведены не просто технически верно, но и своевременно, с нужной скоростью, с учётом индивидуальных особенностей нападающего и обстоятельств. Это долгий процесс тренировки внимания, ритма взаимодействия, умения чувствовать другого человека. Всё это направлено на то, чтобы айкидока мог применить технику не только от нескольких видов захватов и атак, но мог свободно действовать против любого вида агрессии. Для этого должно произойти не только обучение каким-то навыкам, но значительное изменение сознания, освобождения мышления от зашоренного, схематизированного состояния. Это движение к внутреннему освобождению занимает, конечно, не день и не два. Но, в отличие от набивания костяшек, это ваше качественное изменение как человека, а не как ударной поверхности.
Источник пока не известен =)