КИТА unofficial
Ноябрь 23, 2024, 09:03:20 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости:
 
   Начало   ПРАВИЛА Помощь WIKI PDA Войти Регистрация  


Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Дзен в программировании  (Прочитано 4900 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Olorin
Mодератор
Профессор
*****

Карма: +25/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Награды:
За долгое терпение.
Сообщений: 902


Кто к нам с чем зачем, тот от того и того


« : Сентябрь 13, 2007, 08:57:04 »

Может это и не ново, но данная статья открыла мне новый взгляд на искусство программирования



Дзен и искусство программирования

Когда мы обращаемся к программированию и другим видам искусства, распространенным в Японии, прежде всего, бросается в глаза то, что занимающиеся ими не преследуют утилитарных целей и не ставят превыше всего эстетическое наслаждение. Подлинное предназначение этих видов искусства в том, чтобы развивать ум человека, а значит, дать человеку возможность соприкоснуться с первичной реальностью. Поэтому на Востоке программированием не занимаются исключительно для того, чтобы научиться делать проекты; люди здесь учат языки программирования не для того, чтобы написать программу; и пользуются редактором тоже не только для того, чтобы уметь красиво расставлять открывающие и закрывающие скобки. Изучающий искусство, прежде всего, стремится согласовать ум с Бессознательным.

Если человек желает стать настоящим мастером одного из видов искусства, приобретения технических навыков для этого недостаточно. Он должен оставить технику позади и добиться, чтобы его увлечение стало "безыскусным искусством", которое вырастает из Бессознательного.

В приложении к программированию это означает, что программист и программа должны быть не противоположными началами, а единой реальностью. При этом программист перестает осознавать себя человеком, который стремится написать работающую программу. Это состояние не-сознательности достигается лишь тогда, когда программист, полностью опустошая свое "я", в конце концов избавляется от него и больше не отличает себя от процесса технического совершенствования. Между тем в состоянии не-сознательности есть нечто совершенно иного порядка, чем все, чего можно достичь в процессе планомерного освоения технической стороны избранного искусства.

Дзэн отличается самым радикальным образом от всех других религиозных, философских и мистических учений в том, что, не теряя контакт с обыденной жизнью, содержит наряду с практичностью и конкретностью нечто выводящее далеко за пределы мирской корыстности и суетности.

Здесь мы вплотную подходим к близости Дзэн и программирования, а также других видов восточного искусства, таких как фехтование, составление цветочных композиций, чайная церемония, танец и рисование.

Басо (Ма-цу, ? -- 788) провозгласил, что Дзэн -- это "обыденное сознание", а "обыденное сознание" -- это не больше, чем "сон, если устал, и прием пищи, если проголодался". Стоит нам только начать рассуждать, обдумывать и формулировать свои выводы, как первичная не-сознательность оказывается потерянной, и нами овладевают мысли. Теперь мы едим не тогда, когда проголодались, а спим не тогда, когда устали. При этом программа пишется, но не компилируется, а проект, в свою очередь, стоит на своем месте. Человек начинает программировать и при этом теряет всякую надежду написать работающую программу. Все его занятия программированием принимают неправильный оборот. Беспокойство, поселившееся в уме программиста, проявляет себя во многих отношениях и в самых разных сферах деятельности.

Человек - это мыслящий тростник, однако его великие дела свершаются не тогда, когда он рассуждает и вычисляет. Вернуться к непосредственности ребенка можно лишь после долгих лет совершенствования в искусстве забывания себя. Достигнув в нем мастерства, человек может мыслить и в то же время не-мыслить. Тогда он мыслит так же, как падают с неба капли дождя, как разбиваются о прибрежные скалы океанские волны, как ночью среди небесных просторов сияют звезды и как пробивается к солнцу зеленая травка, овеваемая свежим весенним ветерком. На самом деле человек и есть этот ливень, этот океан, эти звезды и эта трава.

На этой стадии "духовного" развития человек становится мастером дзэнского искусства жить. Такому человеку не нужны, как художнику, холсты, кисти и краски; ему также не требуются, как программисту, компьютер, монитор, операционная система, задание на разработку и другие принадлежности. В распоряжении каждого имеется его тело с головой, руками и ногами. Дзэнская жизнь выражает себя посредством всех этих "инструментов", каждый из которых дает возможность "художнику" уникально проявить себя. Руки и ноги человека становятся кистями, а вся вселенная - холстом, на котором он изображает свою жизнь в течение семидесяти, восьмидесяти и даже девяноста лет. Нарисованная таким образом картина называется "историей человеческой жизни".

Хоэн из Госодзэна (? -- 1104) говорит: "Есть человек, который превращает пустоту пространства в лист бумаги, воды океана - в чернила, а гору Сумэру - в кисть, а затем вырисовывает этой кистью пять иероглифов со-си-сай-рай-и (1). Перед таким человеком я расстилаю дзагу (2) и делаю низкий поклон".

Читатель имеет полное право спросить: "Что означает это фантастическое заявление? Почему тот, кто может такое свершить, заслуживает столь высокого уважения?" На подобные вопросы мастер Дзэн может ответить: "Я ем, когда голоден, и сплю, когда устал". Если же он смотрит в этот момент в окно, он может сказать: "Вчера была хорошая погода, а сегодня идет дождь". Однако читатель еще долго может носиться с вопросом: "Куда девался программист?"

В одной замечательной небольшой книжечке мистер Х., английский консультант по общим вопросам, отправившийся в Японию, чтобы заняться программированием и открыть для себя секреты Windows, увлекательно повествует о своих переживаниях. Познакомившись с его рассказом, читатель приблизится к пониманию того, что принято считать странным и непостижимым восточным духовным опытом.

Пейсец Т. Судзуки Ипсвич, Массачусетс, май 1954

1) Буквальный перевод этих пяти китайских иероглифов можно выразить так: "первого патриарха причина для прихода с запада". Эта фраза часто фигурирует в качестве темы мондо. Спросить о причине прихода с запада первого патриарха означает спросить о том, что составляет суть Дзэн. Когда причина прихода понята, Дзэн есть само это физическое тело.

2) Дзагу - один из предметов, которые носит с собой дзэнский монах. Он представляет собой покрывало, которое монах расстилает перед собой прежде, чем поклониться Будде или учителю.



Глава 7

С каждым днем мне все легче удавалось погружаться в спокойное сосредоточенное состояние, как предписывает "Великое Учение" перезагрузки компьютера. Я научился выполнять все действия, не прилагая для этого усилий, или, если быть более точным, проплывать сквозь последовательность действий, словно во сне. Пока все шло так, как об этом говорил Мастер. Однако я не мог добиться, чтобы концентрация внимания у меня не ослабевала в тот момент, когда вот-вот должен был обвалиться Windows. Ожидание в точке наивысшего напряжения было столь утомительным и болезненным, что либо ослабевало напряжение, либо нарушалась моя погруженность в себя, и я непроизвольно сосредоточивал внимание на появляющихся сообщениях.

- Не думай о последствиях! - говорил Мастер. - Если будешь думать, они обязательно проявятся.

- Я ничего не могу с собой поделать, - отвечал я, - напряжение становится невыносимым.

- Ты чувствуешь его только потому, что все еще не отпустил себя. Но это очень просто. Ты можешь научиться тому, как все должно происходить, у обычного бамбукового листа. Под тяжестью снега он сгибается все ниже и ниже. Внезапно снег соскальзывает на землю, хотя листок для этого даже не шевельнулся. Оставайся, как листок, в состоянии наибольшего напряжения до тех пор, пока Windows не отпадет от тебя. Так оно на самом деле и случается: когда напряжение достигает апогея, windows перезагрузится, она рано или поздно отпадает от программиста подобно тому, как снег соскальзывает с бамбукового листа, даже если программист не успевает подумать об этом.

Несмотря на все, что я делал - или пытался не делать, - я не мог дождаться, чтобы Windows "отпала". Как и раньше, всякий раз наступал момент, когда мне приходилось начинать перезагрузку преднамеренно. Переживать эту повторяющуюся неудачу мне было очень трудно еще и потому, что прошло уже целых три года с тех пор, как я приступил к занятиям. Не скрою, что провел много часов, уныло размышляя о том, оправдана ли с моей стороны потеря времени на занятия, которые, на первый взгляд, не имели ничего общего со всем, что я раньше изучал и переживал. Я снова и снова вспоминал саркастическое замечание одного из моих соотечественников, который как-то сказал, что в Японии есть чем поживиться и без этого бедняцкого искусства. И хотя я заставлял себя не думать об этом, мне не казался столь уж абсурдным его вопрос о том, что я собираюсь делать со своим искусством, если мне когда-либо удастся достичь в нем мастерства.

Мастер, должно быть, догадывался о том, что было у меня на уме. Мистер Емея-сан впоследствии рассказывал мне, что Мастер однажды попытался читать какой-то японский учебник по консалтингу, чтобы как-нибудь поддержать меня с позиции, которая была мне хорошо знакома. Однако вскоре он с перекошенным лицом отложил книгу в сторону и заметил, что ему теперь понятно, почему человек, интересующийся такими вещами, встречает такие большие трудности при изучении программирования.

Мы провели летние каникулы в безлюдном месте на берегу моря, где необычайно красивые и спокойные пейзажи навевали грезы. Среди самых необходимых вещей мы не забыли взять с собой ноутбуки. День за днем я проводил в упорных занятиях, сосредоточивая внимание на перезагрузке Windows. Неконтролируемое кликанье по иконке «Shut down» стало для меня своеобразной idee fixe, которая овладела мной настолько, что я забыл предупреждение Мастера: "Мы не должны практиковать ничего, кроме self-detaching immersion (само-отверженного созерцания; погружения в само-забытие)".

Перебирая в уме все возможности, я пришел к выводу, что моя ошибка не там, где ее увидел Мастер: не в эгоизме и погоне за призрачной целью, а в том, что я слишком мало запускаю программ. Чем дольше я ждал закрытия Windows, тем судорожнее я непроизвольно закрывал активные окна. Именно здесь, сказал я себе, у меня есть над чем поработать. Вскоре, скачав из Интернета какую-то программу, я нашел простое и очевидное решение. Если после подведения курсора к иконке запуска этой программы я преднамеренно расслаблял пальцы, через некоторое время наступал момент, когда расслабленный указательный палец, неплотно прижатый к остальным, падал на кнопку мыши как бы спонтанно. При этом происходила молниеносная перезагрузка Windows, которая, как мне казалось, "соскальзывает, как снег с бамбукового листа". Это открытие подкупило меня своим обманчивым сходством с техникой включения мобильника. Чтобы звонок не сорвался, нужно плавно сгибать палец, пока возрастающее давление на кнопку не соединит тебя с абонентом.

Очень быстро мне удалось убедить себя, что наконец-то я стал на правильный путь. Почти каждый перезапуск происходил гладко и неожиданно, по крайней мере мне так казалось. Естественно, я не мог не заметить и обратной стороны своего триумфа: поиск соответствующей иконки неизбежно приковывал к себе мое сознательное внимание. Однако я утешал себя тем, что новое техническое решение вскоре войдет в привычку и не будет требовать моего сознательного участия. Мне казалось, что настанет день, когда благодаря своему открытию я смогу нажимать на иконку в момент наивысшего напряжения, не думая о себе и не осознавая своих действий, и тем самым моя вновь обретенная способность одухотворит себя. С каждым днем, убеждаясь в своей правоте, я заглушил нараставший во мне протест и не обратил внимания на предостережения своей жены. Я продолжал занятия, испытывая удовлетворение от мыслей о том, что, в конце концов, сделал важный шаг вперед.

После возвращения моя самая первая перезагрузка на уроке у Мастера была, как мне показалось, просто блестящей. Windows перезагрузилась мягко и неожиданно. Мастер некоторое время смотрел на меня, а затем, как человек, который не верит своим глазам, нерешительно произнес: "Еще раз, пожалуйста". Моя вторая перезагрузка показалась мне даже лучшей, чем первая. Не сказав ни слова, Мастер подошел ко мне, взял мышку из моих рук, покрутил ее и сел на свою подушечку спиной ко мне. Я знал, что это значит, и удалился.

На следующий день мистер Емея-сан поставил меня в известность, что Мастер отказывается заниматься со мной дальше, потому что я попытался обмануть его. Очень раздосадованный тем, как было понято мое поведение, я объяснил мистеру Емея-сан, что изобрел этот метод нажатия кнопки, потому что стремился поскорее добиться успеха. После того, как мистер Емея-сан походатайствовал за меня, Мастер согласился продолжить со мной занятия при условии, что я пообещаю никогда впредь не оскорблять дух "Великого Учения". Не знаю, что меня тогда исцелило, глубокое раскаяние или поведение Мастера. Впоследствии он ни разу ни одним словом не упомянул этот инцидент, а только спокойно сказал:

- Вот видишь, что получается, когда человек не может бесцельно ждать в состоянии наивысшего напряжения. Ты никогда не научишься делать это, если будешь постоянно спрашивать себя: "Смогу ли я бесцельно ждать?" Просто наберись терпением и наблюдай, что происходит - и как оно происходит!

Я напомнил Мастеру, что нахожусь в Японии уже четвертый год, и что срок моего пребывания в этой стране ограничен.

- Путь в цели не может быть измерен! Причем здесь недели, месяцы, годы?

- А что, если мне придется прервать занятия на полпути? - спросил я.

- Если ты по-настоящему перерастешь свой эгоизм, ты сможешь прервать занятия в любой момент. А пока продолжай заниматься.

И вот мы начали все с самого начала, будто то, чему я уже научился, было мне совсем не нужно. Однако ожидание в точке наибольшего напряжения было для меня таким же неудачным, как и раньше.

Создавалось впечатление, что я никогда не смогу выйти из этого затруднительного положения.

- Как может перезагрузка произойти, если "я" не перезагружу компьютер? - спросил я однажды у Мастера.

- "Оно" перезагрузит, - ответил он.

- Я слышал эти слова от вас уже несколько раз. Разрешите мне задать вопрос по-другому. Как я могу, не осознавая себя, ждать перезагрузки, если "меня" там уже нет?

- "Оно" ждет в состоянии наибольшего напряжения.

- Кто такой или что такое это "Оно"?

- Как только ты узнаешь это, я тебе больше не понадоблюсь. Если же я объясню тебе словами то, что ты сам еще не пережил, я буду худшим из учителей, который не достоин учить других! Поэтому давай прекратим наш разговор и продолжим занятие.

Проходили недели, но я не делал никаких видимых успехов. В то же время я обнаружил, что отсутствие прогресса нисколечко не волнует меня. Может быть, мне надоело заниматься? Достигну ли я мастерства в искусстве программирования, осознаю ли я загадочное "Оно", о котором говорит Мастер, станет ли мне когда-нибудь Дзэн более понятным - все это вдруг показалось мне столь отдаленным и несущественным, что я полностью перестал беспокоиться. Несколько раз я собирался поведать об этом Мастеру, однако каждый раз, оказавшись перед ним, не мог собраться с духом. К тому же, я был убежден, что не услышу от него ничего, кроме монотонно повторяемых слов: "Не спрашивай, занимайся!" Поэтому я перестал задавать вопросы и перестал бы приходить на занятия, если бы Мастер настоятельно не требовал этого. Так проходил день за днем, я выполнял свою профессиональную работу и даже перестал сожалеть о том, что уже несколько лет бессмысленно прилагаю усилия.

И вот однажды после того, как компьютер перезагрузился, Мастер низко поклонился и прервал течение урока восклицанием:

- Вот сейчас перегрузило "Оно"!

Я с недоумением уставился на него. Когда до меня, в конце концов, дошел смысл его слов, я не смог удержаться и радостно вскрикнул.

- То, что я сказал тебе, - произнес Мастер строгим голосом, - не похвала, а факт, который не должен тебя касаться. Не думай также, что мой поклон относился к тебе, потому что ты не имеешь никакого отношения к этой перезагрузке. Просто в этот раз ты не осознавал себя и находился в состоянии наивысшего напряжения без всякой цели, поэтому перезагрузка отвалилась от тебя, как с дерева падает созревший плод. А теперь продолжай заниматься так, словно ничего не произошло.

Только по прошествии некоторого времени у меня иногда стали получаться правильные перезагрузки, каждую из которых Мастер приветствовал низким поклоном. Как случалось, что перезагрузка компьютера происходит без моего сознательного участия, и как могло быть, что мои запущенные программы вдруг сами собой закрывались, я не мог понять тогда и не в состоянии объяснить теперь. Факт остается фактом: это происходит, и все остальное при этом не имеет значения. Между тем я, по крайней мере, научился сам отличать правильные перезагрузки от неудачных. Качественное различие между ними столь значительно, что тот, кто хотя бы один раз его почувствовал, впоследствии не забудет его никогда.

Наблюдатель может отличить правильную перезагрузку от неправильной по тому, что после перезагрузки программист слезает со сутла очень плавно, и тело при этом не вздрагивает. И еще, после неудачной перезагрузки из груди вырывается сдавленный выдох, за которым не сразу можно сделать следующий вдох. После удачной же перезагрузки выдох продолжается до конца без усилий, вслед за чем воздух снова медленно заполняет грудь. Сердце при этом продолжает биться ровно и спокойно, и, не теряя полноты внимания, программист может без промедления переходить к следующей перезагрузке.

Субъективно, с точки зрения самого программиста, правильная перезагрузка компьютера вселяет чувство, что день только что начался. Человек чувствует расположенность к благим действиям и - что, пожалуй, даже более важно - к благим не-деяниям. Блаженное, надо сказать, это состояние. Мастер сказал с едва заметной улыбкой, что тот, кто пребывает в нем, не теряет его до тех пор, пока не осознает его. Только невозмутимое спокойствие духа может встретить это состояние так, что оно впоследствии не побоится вернуться к человеку.



Взято с: http://www.itspot.ru/articles/article/?artId=5
Записан

Количество опыта пропорционально количеству выведенной из строя техники.
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Penguins Counter Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS! Internetmap
Страница сгенерирована за 0.227 секунд. Запросов: 27.