Рецензию нашёл впечатляющую на Раздвоение:
Хроника полураспадаДля Александра Васильева никогда не существовало вопроса о степени наполнения
культового граненого сосуда - стакан всегда пуст, это известно давно,
но даже для него эта пластинка вышла запредельно мрачной.
Между тем «Раздвоение личности», откровенно чернушный, затянутый альбом
с минутными повторами-речитативами, с вибрирующими гитарными длиннотами и
нарочито примитивными переходами от одного истерзанного аккорда к другому, -
идеальный отпечаток дня сегодняшнего и даже, наверное, к счастью, еще не
наступившего завтра. Чувствуя эти больные пульсации, возможно, острее остальных,
плюшево-аполитичный снаружи Васильев создал редкой силы манифест всё ещё живого
разума в эпоху победившего безумия. Прием старый, пошлый, затертый: кто лев,
тот и прав; но почему-то именно сейчас развернутая демонстрация этого афоризма
обладает особенной силой. Куда себя деть, если даже на кладбище нет свободных мест?!
«Полный стадион народу, время начинать матч».
Семнадцать треков - как путешествие по антиутопии. Самая первая строчка -
и ты уже не можешь понять, где кончается гиперпаранойя и начинается сухое
цитирование новостных истерик. Тень, мелькнувшая на заднем плане,
сразу превращается в главного героя этой странной пристрастной истории,
немого свидетеля чужого сумасшествия, рожденного навязчивыми ассоциациями
и становящегося все прожорливей и наглее. Уж насколько беспросветной была
«Реверсивная хроника событий» (2004), но и она на фоне «Раздвоения» выглядит
бразильским карнавалом. Куда там Шато Марго и бериллию до воцарившихся красных небес,
сухарей и поедающего сыр сына!
И суть не в значительно более тяжелом по сравнению с последними альбомами саунде
(здесь уже нет ни «Новых людей», ни даже «Географии»; даже классическая любовная
лирика - три восклицательных знака в этом месте, да-да - мутирует в совершенно
неуправляемый, болезненный речитатив «Прочь из моей головы»). Одна из самых
жутких вещей диска, «Бетховен», как раз слишком легка. Все дело именно в отражении,
именно в образах и ощущениях: что, в конце концов, может быть страшнее ожившего
Бетховена. Иногда за рассудок Васильева становится даже боязно: как настолько
осведомленный человек может оставаться при своих?
И - никогда еще в песнях «Сплина» не клубилось столько ярости: считалочкой
«На счастье» можно убивать. Без гипербол, честное слово! Пусть через личные
переживания, пусть через конкретные имена и фамилии (неназываемые, впрочем) -
это все тот же угол преломления, все та же эстетика созерцаемого разрушения
(помните «Романс»? Так вот, это и есть в двести раз разбавленное «Раздвоение личности»).
Картины, которые рисует этот альбом, похожи на полотна Климта - при том,
что распутывать нарочно завязанные в клубок колючие предложения придется не раз.
История застрявшего в будке охранника особо впечатлительным может и присниться,
и это будет не самое приятное сновидение, поверьте.
В том, что вышло именно так, винить и некого, и не за что: это зеркало слишком чистое,
чтобы врать смотрящему. В доме и в самом деле вышибло все пробки, а люди жили-жили,
да не выжили. И удивляться нечему: в мире, где массовым сознанием управляет
мелькнувшая на заднем дворе тень, небо может быть только красным.
Саунд: Цвета опадающей ржавчины.
Ключевые треки: «Мелькнула чья-то тень»; «Скажи»; «Прочь из моей головы».
Рекомендуется: Сомневающимся.
Сергей Думаков
14 февраля 2007 г.
http://compact.exe.su/