Надыбал такую штуку:
Специфика влияния полоролевых стереотипов на самооценку студентов художественной специализации.
О как! Правда в область исследования помещены студенты Казахстана. Всё равно интересно. Вот выдержка, касающаяся темы:
"Исторически сложилось так, что общество и культура жестко регламентирует социальные статусы мужчин и женщин. Тендерная дихотомия, иерархия полов пронизывают все сферы человеческой жизнедеятельности. Такое противопоставление полов определяет сложившийся набор правил и норм, предусматривающих место и значимость человека в обществе и взаимоотношения полов. Регидные полоролевые установки и ожидания сопровождают весь процесс социализации личности в течение всей его жизни, Не остается в стороне и вопрос о гендерной креативности, то есть представление о степени талантливости мужчин и женщин и ее оценки.
Влияние полоролевых стереотипов на развитие творческих способностей юношей и девушек в процессе их формирования также чрезвычайно велико, поскольку развитие способностей личности зависит и от ожидания окружающих, их оценки, которые и определяют полоролевые установки личности. На всех этапах социализации личности эти факторы различны для мужчин и женщин, и таким образом дают не равные условия для развития и реализации их личностного и творческого потенциала.
Целью нашего исследования является выявление отношения студентов художественной специализации к своим личным карьерным устремлениям к общезначимым стандартам оценки тендерной креативности.
Объектом нашего исследования были студенты (41 человек) разных курсов музыкально-педагогического факультета Южно-Казахстанского государственного университета им. М.Ауэзова (г, Шымкент). Мы выявляли установки студентов двух специальностей: “исполнительское искусство” -наиболее молодые студенты еще не имеющие серьезной музыкальной подготовки, и “музыкальная педагогика и дирижирование” - более взрослая и профессионально подготовленная группа. Внутри этих групп дифференциация по возрасту и степени профессиональной подготовки следующая: на специальности “музыка и пение в школе” и “дирижирование” студенты (35 человек) поступали, в основном, после окончания средней и музыкальной школ, а на специальность “инструментальное исполнительство” - только имея базовое специальное образование, после окончания музыкального колледжа (6 человек).
Проводя исследование, мы использовали метод фокус-групп. “Игровое” проведение исследования методом фокус-групп позволяет выяснить спектр мнений студентов о социальных ролях женщин и мужчин, как они оцениваются по сравнению друг с другом, важность реализации женщинами и мужчинами своих творческих способностей. Часть ситуаций, предложенных студентам, была взята из опросника “Отношение к социальным ролям женщин” П. Слейда и Ф. Дженнера.
Студенты были поделены на 8 групп по 5-6 человек в каждой. Участники опроса были знакомы друг с другом, так как учились на одном факультете, но на разных курсах.
Студентам были предложены для обсуждения следующие вопросы:
1. Отличаются ли мужчина от женщины по степени одаренности?
2. Равны ли возможности мужчин и женщин в музыкальной карьере?
3. Как они рассматривают свои собственные возможности в зависимости от пола?
4. Как они понимают взаимосвязь профессиональной карьеры и других социальных функций в судьбе женщин и мужчин?
З. Как они оценивают значимость семьи и других отвлекающих факторов в достижении поставленной цели?
При обсуждении выявились явные различия в оценке творческих способностей мужчин и женщин. Если у юношей больше половины высказались за равные способности у женщин и мужчин из-за спорности доказательств превосходства последних, то остальная часть испытуемых придерживалась традиционных стереотипов о мужском превосходстве. Девушки проявили большую согласованность в этом вопросе, высказав признание превосходства мужского потенциала. Это явилось подтверждением данных других исследователей о заниженной самооценке девушек и женщин. На вопрос “Чем объясняется более высокий творческий потенциал мужчин по сравнению с женщинами?” большинство высказалось за то, что у мужчин потенциал возможностей выше в силу исторически сложившихся традиций, где мужчины имели право реализовать свои способности вне семьи. Остальные (37%) студентов, вообще идентифицировали понятие “возможности” со “способностями”, тем самым, выводя свои объяснения из природы человека и отвергая влияние социального фактора.
Интересно, что почти половина студентов, ставивших под сомнение равенство между возможностями и потенциалом мужчин и женщин в большинстве своем были девушки, при чем, не только из села. Это еще раз подтверждает наличие низкой самооценки у девушек, склонных преувеличивать мужские качества и недооценивать возможности женщин и самих себя в частности.
У девушек весьма ощутимо проявлялась тенденция преувеличивать значение соматических (телесных) характеристик мужчин, таких как: физическая сила, выносливость, которые они считали наиболее необходимыми качествами для музыкально-исполнительской деятельности. А такое свойство как эмоциональность, столь казалось бы, необходимое качество для музыкальной творческой деятельности, не только не считалось важным, но и вообще не упоминалось. Например, было высказано такое мнение: “хотя и считается, что женщина более эмоциональна, но мужчина имеет больше шансов добиться признания на сцене, так как игра его будет весомее и убедительнее”.
Что касается оценки значимости таланта у мужчин и женщин в песенно-популярном жанре, то здесь мнение девушек отличалось особой категоричностью: “если мужчины могут добиться успеха, благодаря таланту, то женщина - только благодаря “смазливой мордашке”.
Юноши, обсуждая этот вопрос, высказались в пользу наличия индивидуальных творческих способностей независимо от пола и, соответственно, в возможности достижении успеха музыкантши, как на классической эстраде, так и популярной музыке".
P.S.
Alder, спасибо, что выделил тему