Вступление Прежде всего хочу сказать, что я очень рад, что сразу после юбилейных слов будет находится отзыв именно на этот фильм именно этого режиссера.
Обо всем по порядку, поэтому детали фильма чуть-чуть ниже, а пока - пару слов в целом о ситуации. Вместе с Ноланом "начинаю" и я - поиски нового оформления для отчетов о фильмах. Нравится мне это дело. Не так, конечно, как просмотр хорошего кино, но все таки приносит очень приятные и интересные эмоции. Поэтому... Несколько следующих отзывов будут в экспериментальных вариациях.
Я вам спою, потом - сыграю Ровно сорок лет назад в семье английского рекламщика и американской стюардессы родился мальчишка Кристофер. Жил-себе поживал он, пока не увидел нечто сверхъестественное. Нет, не единорога, не демократию на Украине, не нашествие зомби. Он увидел... "Звездные войны" Джорджа Лукаса. Нолану было всего 7 лет, все детство - впереди, он был так юн и наивен, он мог, конечно, спастись - но рана была слишком глубока. Любовь к кино пронзила его насквозь, практически лазерным мечом одного из джедаев.
Не заморачиваясь о бюджетах и сценариях, юный деятель культуры взялся за съемки. Набрав достаточную труппу из подручных игрушек он снял свой первый фильм. Наверное, сними он его в наше время - назвали бы ленту не иначе как "Кристофер Нолан. Начало". Но до нынешних триумфов Крису было еще далеко.
Спустя время, Нолан становится студентом Лондонского университета. Поступил он на факультет (ВНЕЗАПНО!) английской литературы. Он продолжал снимать, но теперь уровень актерской игры заметно вырос, хронометраж увеличился. Одна из работ Нолана попадает на престижный конкурс в Кембридже. Следующим этапом творчества становится первая полнометражка "Преследования". В тоже время создается продюсерская компания Syncopy, которой руководит жена Нолона - Эмма Томас. Компания становится четвертым ребенком четы Ноланов, трое детишек живут в Лос-Анджелесе. Наш герой выступает во всех возможных ролях "по ту сторону съемки" - режиссер, сценарист, оператор, продюсер. Следом снимается картина "Помни" с Гаем Пирсом в главной роли, чуть позже "Бессонница" с Аль Пачино. Обе картины получают хорошую критику, а Нолан получает первый крупнобюджетный проект. Им стал фильм "Бетмен. Начало". В этой ленте Кристофер примерял новую роль - некроманта. Ему удалось воскресить бездарно убитую Джоэлем Шумахером франшизу о Бетмене. Фильм сделал поворот от кислотных шабашей к реализму, от металлических сосков на костюме Бетмена - к реализму, от вечно ночного Готема - к реализму к Готему реальному, очень смахивающему на Нью-Йорк и дневному. |
|
"Престиж" и вовсе получился восхитительным триллером. При помощи брата Кристофера - Джонатана - был переработан известный одноименный роман Кристофера Приста. Хью Джекман, Скарлетт Йохансон, "бетменовские" актеры Кристиан Бейл и Майкл Кейн , плюс импозантный Девид Боуи - актерский состав на редкость хорош и ярок!
Следующим шагом для Нолана станет второй фильм о Бетмене - "Темный рыцарь"
Щедрый подарок или Первый миллиард"Темный рыцарь" навел шороху в свое время. Два года назад этот фильм стал событием. Конечно, тут всё было на самом высоком уровне - сценарий, актеры, режиссура, операторские решения... Но самым удачным вышел трагический, но с точки зрения маркетинга - очень рекламный ход. Смерть Хита Леджера стала настоящим мотором для этой кино-ленты. Стоит все таки добавить, что живой Хит Леджер так же сделал очччень много для картины - его Джокер стал одним из самых лучших кинозлодеев, его отрицательная яркая харизма захватывает и выигрышно смотрится на фоне "темного" Бетмена Бейла. Заслуженный Оскар, жаль, что посмертно.
Сборы достигли вот этого числа $1 001 921 825 , укрепив доверие к Нолану как к режиссеру дорогого кино.
Начало "Начала" Именно этот успех позволил Кристоферу вспомнить о сценарии "Начала", который он начал готовить еще в начале 2000-х. Тогда он не решился начинать съемки масштабного проекта - не хватало и опыта, и доверия инвесторов. Сейчас - все козыря были в руках Нолана. Работа над "Началом" началась!
За полгода сценарий был доведен до окончательного варианта. Главную роль забронировал Леонардо ДиКаприо, выдвинув условие - сценарий должен был подвергнутся изменениям в сторону объяснения мотивации его героя. Мотив вины об утрате жены был у персонажа Лео и в "Острове проклятых" Скорсезе.
Цитата:
"Вина как внутреннее ощущение незавершённого дела, неисполненного долга гложет главных героев почти всех фильмов Нолана, спутывая их карты, мешая им в достижении сознательно поставленных целей". Съемки дали возможность хорошенько попутешествовать съемочной группе. Токио, Лос-Анджелес, Лондон, Париж, Танжер и Калгари - именно в этих местах снимались кадры "Начала".
Музыкальное сопровождение предоставил Великий и Ужасный Ханс Зиммер - уже не единожды украшавший фильмы Нолана. Еще одно аудио-украшение - песня Эдит Пиаф «Non, Je ne regrette rien». Забавно, что одна из актрис - Марион Котийяр получила Оскар, сыграв французскую легенду. В начале (забавные каламбуры случаются) съемок Нолан хотел заменить песню, чтобы избавится от различных кривотолков, но съемочная группа отговорила его от замены.
Одну из героинь зовут Ариадна. Названа она в честь героини древнегреческого мифа Ариадны, которая помогла Тесею покинуть Лабиринт Минотавра.
Одного из героев зову Морис Фишер. Возможно, его имя является отсылкой к художнику Морису Эшеру, который создал несколько картин на основе невозможных фигур, "петель" - этот прием используется при создании лабиринтов в фильме, лестничный парадокс.
Внедрение В чем суть фильма "Начало"?
Не смотрите на название - оно не совсем соответствует происходящему. Авторы имели ввиду inception - "внедрение", термин употребляющийся в фильме и означающий внедрение чужеродной мысли в сознание человека. Каким образом? "Очень простым - через проникновение в сновидение" - ответили бы вам герои фильма. При помощи устройства PASIV (Portable Automated Somnacin IntraVenuous Device, «портативное автоматическое устройство внутривенного ввода сомнацина») - конкретных названий в фильме нет, но кинокомпания Warner запустила вирусную рекламу в поддержку фильма, и имя устройства можно узнать на сайте
http://www.pasivdevice.org/. Устройством этим нужно уметь управлять - поэтому для проникновения в мир снов собирается бригада специалистов. Именно такой бригадой руководит герой ДиКаприо - Кобб. Специализируются они на высокотехнологическом шпионаже. Попадая в мир снов - они крадут тайны своих жертв, продавая полученные данные конкурентам.
Не хочется ввязываться в пересказ сюжета... Поэтому и не буду этого делать.
Пост-Начало Ну что сказать?
Фильмы вышел не простой. Это не представитель легкого летнего блокбастера. Это Нолановское кино. Без примесей в виде бетменовского пафоса или экономии в связи с малым бюджетом. Фильм - как сны, многоуровневый, разнообразный, по-разному интересен. С отличным сюжетом и интригующими событиями на экране. Когда понимаешь, что дело идет к развязке - в голове только одна мысль - ну пусть, ну пусть будет еще один уровень, еще один сон, ребята , куда вы забираете чемоданы?!
Очень забавно выходить после фильма в большой торговый центр, с кучей народу - идешь и ловишь себя на мысли "а не смотрят ли на меня все? нет. значит подсознание сновидца еще не против меня" =).
Критика после первых просмотров была ошеломляюще восхищенная! По прошествии нескольких дней отзывы и рецензии чуть умерили свой пыл, но все же остались в одобрительном ключе. Были, конечно, и претензии о не-оригинальности идей Нолана, но... на то она и критика, чтоб найти изъяны там, где их нет =)
Цитата:
Многие из пишущих о фильме видят в миссии главных героев метафору кино как деятельности, при которой режиссёр и съёмочная группа «внедряют» идею в головы зрителей. «Представлению о том, что просмотр фильма в кинотеатре подобен совместному сновидению, уже сто лет», — констатирует Корлисс, которому диалоги Кобба с Ариадной напомнили консультации режиссёра с художником-постановщиком. The Guardian пишет, что зритель подобен спящему ещё и в том, что принимает за данность своё присутствие на той или иной сцене фильма
Конец разговора о "Начале" Я действительно принимаю за данность то, что "внедряет" мне в голову Кристофер Нолан.
Так было с "Помни", с "Бессоницей", с Бетменами, очень ярко это было с "Престижем".
Глядя на достигнутое режиссером - "Начало" смело можно признать лучшим творением Нолана.
Но мы то знаем, что это - всего лишь начало.