Zimburella
|
|
« Ответ #1 : Ноябрь 06, 2007, 01:42:02 » |
|
Какой размер лучше? Если Вы спросите у приятеля: "Ты подписался на журнал "Квант"?" (кстати, сделать это можно и теперь), то, скорее всего, вы сделаете ударения на словах "подписался" и "Квант", оставив безударными слова "ты", "на" и "журнал". Итого, 2 ударения на 9 слогов. Я думаю, это - норма для разговорной речи: одно ударение на 4-5 слогов. Если вы отвечаете урок или читаете речь по бумажке, ударений будет больше (это явление описывается словом "бубнить"). Когда вы читаете "с выражением" стихи, ударений будет еще больше: примерно треть всех слогов будут ударными. Это обстоятельство побудило некоторых критиков второй половины прошлого века сделать вывод, что наиболее подходящими для русского стихосложения размерами являются трехсложные размеры.
Действительно, трехсложные размеры занимают значительное место в творчестве поэтов указанного времени, прежде всего, Некрасова и его окружения. Но верно и другое. Пушкин почти не пользовался трехсложными размерами: 80% его стихов написаны ямбом, 15%- хореем, а трехсложными размерами - совсем немного, причем это по большей части пародии, эпиграммы и т. п.
(Справедливости ради нужно сказать, что среди немногих стихов Пушкина, написанных трехсложным размером, есть весьма известные; кроме упомянутых выше можно назвать Раздайтесь, вакхальны напевы..., Смотрю, как безумный, на черную шаль... и некоторые другие. Кстати, среди трехсложных размеров Пушкин явное предпочтение отдавал амфибрахию; чем объяснить это, я не знаю.)
Двухсложными размерами написаны многие стихи Лермонтова и почти все стихи Тютчева. Предпочтение двухсложным размерам (а среди них - ямбу) отдавали такие современные Некрасову поэты как Фет и Майков, не говоря уже о более поздних поэтах.
Попробуем разобраться, в чем причина этого.
Двухсложный размер против трехсложного. Если мы прочтем стихотворение, написанное ямбом или хореем, и сделаем ударения на всех сильных слогах, то получится считалка, например: ВЫшел месяц из тумАна, ВЫнул ножик из кармАна...
Чтобы привести количество ударений к норме, относительно которой мы выше согласились (одно ударение на 3 слога), мы должны пропустить - или приглушить - ударения на части сильных слогов. Это придает двухсложным стихам много замечательных качеств. Первое из них - разнообразие. В зависимости от того, какие именно сильные слоги выделяются ударениями, стихотворная строка может звучать совершенно по-разному. Сравните, например: Под насыпью, во рву некошенном... (Блок) Тебе ль меня придется хоронить... (Шекспир в переводе Маршака)
Трудно поверить, что размеры этих строк одинаковы, но это так! Более того, одно и то же стихотворение, написанное ямбом или хореем, может звучать в ритмическом отношении совершенно по-разному у разных исполнителей. Второе качество - близость к разговорной речи. Возможность не барабанить с одинаковой силой все сильные слоги позволяет приглушить ритм стиха, тем самым приблизив его к прозе самого высокого качества. Лично я не могу себе представить, как "роман в стихах" мог бы быть написан трехсложным размером. Наконец, третье - выделение части сильных слогов в двухсложном размере само может подчиняться какому-нибудь арифметическому правилу, создавая дополнительный ритм. Например, если в стихотворении, подчиненном двухсложному размеру, приглушить все четные сильные слоги и выделить нечетные (или наоборот), то размер стихотворения станет четырехсложным! Но об этом мы поговорим потом.
Контрдоводы трехсложного размера. Мы уже говорили, что, читая стихи, написанные трехсложным размером, мы принуждены более или менее равномерно выделить ударениями все сильньде слоги. В результате оказывается, что стихи написанные одинаковыми по числу слогов одноименными трехсложными размерами, очень похожи друг на друга. Сравните, например: Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух, Да, таким я и буду с тобой: Не для ласковых слов я выковывал дух, Не для дружб я боролся с судьбой... (Блок) Мне на шею бросается век-волкодав, Но не волк я по крови своей. Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей... (Мандельштам)
Когда я на почте служил ямщиком и Славное море, священный Байкал, и Бродяга к Байкалу подходит, и даже Наверх вы, товарищи, все по местам, и даже Вы жертвою пали в борьбе роковой).
Но нет ли способа побороть тягучее однообразие трехсложного размеру? Такой способ есть, и он очень стар: нужно не следовать трехсложному размеру строго, а систематически нарушать его ритм. Примером такого видоизмененного трехсложного размера может служить гекзаметр - едва ли не самый древний из стихотворных размеров. Образцом гекзаметра может служить лицейская эпиграмма Пушкина:
Внук Тредьяковского Клит гекзаметром песенки пишет...
Сильными слогами гекзаметра являются 1-й, 4-й, 7-й, 9-й, 12-й и 15-й слоги; таким образом, гекзаметр представляет собой смесь дактиля и анапеста. А вот интересный пример из Лермонтова: Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! Но, как враги, избегали признанья и встречи, И были пусты и хладны их краткие речи.
Это - дактиль, но без ударения на 1-м слоге. Согласитесь, что размер этоьо стихотворения не назовешь однообразным или скучным. Сходный размер встречается у Фета: Измучен жизнью, коварством надежды, Когда им в битве душой уступаю, И днем, и ночью смежаю я вежды И как-то странно порой прозреваю.
У более поздних поэтов так или иначе модифицированный трехсложный размер встречается очень часто. Я ограничусь одним примером из Гумилева: Уронила девушка перстень В колодец, колодец ночной. Простирает легкие персты К холодной воде ключевой. Возврати мне перстень, колодец, В нем красный цейлонский рубин...
В этом стихотворении четные строки написаны амфибрахием, а нечетные - модифицированным амфибрахием: ударение со 2-го слога перенесено на 3-й.
Неклассические размеры. В нашем определении (n,k)-размера n может быть любым натуральным числом (хотя естественно брать его не слишком большим, скажем, чтобы в строке было не меньше двух сильных слогов). Что можно сказать о (n,k)-размере с n № 2 и 3?
Начнем с n = 1. Очевидно любой текст подчиняется (1,1)-размеру: все слоги сильные. Читать такие стихи - значит, скандировать (шай-бу-шай-бу!). Стихи в этом роде существуют, например: Не-ест-не-пьет-мень-шой-сы-нок (Некрасов), Ко-си-ко-са-по-ка-ро-са (Твардовский).
Но они редки. Более интересны размеры с n > 3, особенно с n = 4 и 5.
Совмещение размеров. Прежде чем обратиться к ним, зададимся вопросом: может ли одна и та же строка подчиняться двум разным размерам? Наше определение не исключает такую возможность. Например, строчка, составленная из одних односложных слов, подчинялась бы любому размеру. Упражнение 2. а) Докажите, что строчка, подчиненная одновременно ямбу и хорею, состоит из односложных слов. б) Докажите, что строчка из 9 слогов, подчиненная двум разным трехсложным размерам, содержит по крайней мере 6 слов. Практически это означает, что разные двухсложные размеры, как и разные трехсложные размеры, совместить невозможно. Казалось бы, совместить двухсложный размер с трехсложным легче, хотя и при этом возникают серьезные ограничения на длину слов. Упражнение 3. Докажите, что если строчка подчиняется одновременно хорею и дактилю, то 4-й слог входит в состав либо односложного слова, либо слова, состоящего по крайней мере из 4-х слогов. Набоков приводит пример строки, подчиненной ямбу и амфибрахию: Таинственный и неземной. Но строка - это еще не стихотворение. К тому же сильные слоги двухсложного и трехсложного размеров, совмещенных в одном стихотворении, были бы совершенно различны, и это стихотворение (если бы оно существовало) можно было бы прочесть двумя совершенно разными способами. Можно высказать уверенность, что ни в одном поэтическом сборнике вы такого стихотворения не найдете.
Другое дело - совмещение двухсложного и четырехсложного размеров, и причина в том, что 4 делится на 2. Например, что нужно для того, чтобы строка, подчиненная ямбу, подчинялась также, скажем, (4,2)-размеру? Нужно, чтобы в слове, содержащем более одного четного слога, ударение приходилось на слог, номер которого не делится на 4. Выбросьте последнее "не", и вы получите условие подчиненности ямба (4,4)-размеру. Поскольку слов, содержащих несколько четных слогов, в стихотворении может быть не так уж много, это условие представляется вполне выполнимым. Для примера заметим, что из 14 строк первой строфы "Евгения Онегина" 13 подчиняются (4,4)-размеру и 7 подчиняются (4,2)-размеру. Наоборот, что нужно для того, чтобы строка, подчиненная (4,2)-размеру, подчинялась ямбу? Нужно, чтобы в словах, не содержащих сильных слогов (4,2)-разме-ра, но содержащих (тогда уж единственный) четный слог, этот слог был ударным. (Например, если 3-й и 4-й слоги такой строки составляют слово, то в этом слове ударение должно падать на 4-й, а не на 3-й слог.) И это представляется вполне выполнимым.
Четырехсложные размеры. Теперь мы можем обратиться к их рассмотрению. Каждому четырехсложному размеру мы поставим в соответствие сопряженный с ним двухсложный размер; для (4,1)- и (4,3)-размера таковым, по определению, считается хорей, для (4,2)- и (4,4)-размера - ямб. Далее, если строка подчиняется четырехсложному размеру, мы будем говорить о ее размере как о несамостоятельном четырехсложном, если она подчиняется также сопряженному двухсложному размеру, и как о самостоятельном - в противном случае.
Начнем с самостоятельного четырехсложного размера. Должен признаться, что убедительных примеров русских стихов, подчиненных самостоятельному четырехсложному размеру, мне не известно. Вероятно, их и нет - к такому выводу можно прийти, читая статью стиховеда Л. Е. Ляпиной "Русские пеоны" в уже цитировавшемся сборнике " Русское стихосложение". (Пеоны - ученое название четырехсложных размеров; а пятисложные по-ученому называются пептонами.) Отчего это так? В поисках ответа попробуем сконструировать строчку, подчиненную самостоятельному четырехсложному размеру:
Написал сорок статей я в журнал "Квант". Эта строчка подчиняется (4,3)-размеру, но не подчиняется хорею. Ее чтение вызывает явное затруднение: ударения в словах сорок и журнал кажутся стоящими не на месте. В чем дело? Вероятно, в том, что, как уже было сказано, примерно треть слогов в стихотворении должны быть ударными; поэтому сильных слогов не достаточно, и к ним приходится добавлять хотя бы слабые дополнительные ударения. По ритмическим соображениям эти ударения хочется расположить в середине.интервала между сильными слогами, а это и значит, что четырехсложный размер стремится к несамостоятельности.
Несамостоятельный же четырехсложный размер - очень распространенное явление. Если вы сомневаетесь в его существовании (как сомневались некоторые стиховеды - полемика с ними составляет основное содержание цитировавшейся выше статьи Л. Е. Ляпиной), спросите у любого ученика музыкальной щколы - и он скажет вам, что четырехдольный размер в музыке встречается очень часто, в частности, в песнях:Я ли в поле да не травушка была... Уж как я ль мою коровушку люблю... (все это - несамостоятельный (4,3)-размер, он, как и трехдольный, весьма характерен для русской песни). Если и это вас не убеждает, полистайте Пушкина. Вот образец (4,2)-размера из его юношеских стихов: В пещЕрах ГеликОна Я нЕкогда рождЁн; Во Имя АполлОна ТибУллом окрещЁн...
Знаменитая "Зимняя дорога" Пушкина (По дороге зимней, скучной...) мне тоже кажется написанной четырехсложным размером; однако композитор Свиридов предпочел прочесть эти стихи как двухсложные.
Более того, часто (можно сказать, как правило) четырехсложному размеру бывает подчинена только часть .стихотворения, и переходы от четырехсложного ритма к двухсложному и обратно могут нести смысловую или изобразительную нагрузку. Это легко прослеживается, например, в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (несамостоятельный (4,2)-размер).
Пятисложные размеры. Поскольку 5 - простое число, пятисложный размер может быть только самостоятельным. Где искать его? Казалось бы, в стихах еще более тягучих и распевных, чем русские песни и лирика Некрасова. Может быть, подойдут народные сказания? И точно, многие строки этого рода подчинены пятисложному размеру:
Ох ты гОй ecи, добрый мОлодец...
или То не мУж с женой, то не брАт с сестрой - Добрый мОлодец с красной дЕвицей.
Более последовательный пятисложный размер (хотя тоже не без отступлений) можно найти в подделках под сказительный стиль, стилизациях, написанных профессиональными поэтами, скажет в "Купце Калашникове" Лермонтова: Как сходИлися, собирАлися УдалЫе бойцы москОвские На МосквУ-реку, на кулАчный бой... И приЕхал царь со дружИною, Со боЯрами и опрИчниками...
Все это, кстати, (5,3)-размер.
Казалось бы все ясно. Но позволю себе привести совсем другой пример. В последний год своей жизни Гумилев написал поэму "Дракон", состоящую из 12 частей по 6 четверостиший в каждой. Приведу полностью первую часть, описывающую восход солнца на океанском берегу, а вы определите размер. Из-за свежих волн океана Красный бык приподнял рога. И бежали лани тумана Под скалистые берега.
Под скалистыми берегами, В многошумной сырой тени Серебристыми жемчугами Оседали на мох они.
Красный бык изменяет лица, Вот широко крылья простер, И парит огромная птица, Пожирающая простор.
И к вратам голубой кумирни По открытой тропе небес Он выходит, стрелок и лирник, Ключ держа от тайн и чудес.
Дуйте ветры, чтоб волны пели, Чтоб в лесах гудели стволы, Дуйте ветры в трубах ущелий, Возглашая ему хвалы.
Ответ: (5,3)-размер. Действительно, предположим, что данное стихотворение подчиняется (n,k)-размеру. Во всех 20 строчках 3-й и 8-й слоги являются ударными (в своих словах). Имеется 7 строк, в которых слово, содержащее 3-й слог, имеет более 3 слогов. Значит, либо 3-й слог является сильным, либо n >= 5. Аналогичное верно и для 8-го слога. Далее, 3-й и 8-й слоги являются одновременно сильными только в пятисложном размере. Легко проверить, что стихотворение действительно подчиняется (5,3)-размеру и не подчиняется другим пятисложным размерам. Размеры с n > 5 мы исключаем из рассмотрения (см. ниже).
Для убедительности добавлю, что из наших 20 строк 5 подчиняются (3,3)-размеру, 3 подчиняются (4,1)-размеру, 1 подчиняется (4,4)-размеру, все 20 подчиняются (5,3)-размеру, 10 подчиняются (5,5)-размеру (это - издержки нашего определения, см. с. 18) и ни одна не подчиняется ни одному другому (n,k)-размеру с n, не большим 5. Такую информацию выдала бы нам машина, если бы мы прибегли к ее помощи.
Но где же в "Драконе" протяжная певучесть "Купца Калашникова"? Основная причина ее отсутствия состоит в том, что почти в каждой строке "Дракона", кроме основных ударений на 3-м и 8-м слогах, имеется достаточно отчетливое дополнительное ударение либо на 5-м, либо на 6-м слоге. Дополнительные ударения прослеживаются и в других стихах Гумилева, написанных пятисложным размером, а также у Ахматовой и Цветаевой. В каком-то смысле и здесь можно было бы говорить о несамостоятельности (пятисложного) размера, но уточнить этот смысл, оставаясь в рамках строгой силлаботоники, нельзя.
К стихам Цветаевой, например, трудно подходить с тем определением размера, которое дано в начале статьи и которым мы все время пользуемся. Многие ее стихи написаны индивидуальным размером с фиксированными, но не составляющими арифметической прогрессии номерами сильных слогов, скажем 3, 6, 8, как в стихотворении Юный месяц идет к полуночи: Час монахов - и зорких птиц, Заговорщиков час - и юношей, Час любовников и убийц. *
* Такие размеры называются логаэдрами.
Четыре, пять, что дальше? Дальше - 6. Бывают ли шестисложные размеры? Может быть. Так, правда с некоторой натяжкой, можно назвать шестисложным размер отдельных мест в "Купце Калашникове": /^ Схоронили его за Москвой-рекой... Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской...
Но число 6 имеет слишком много делителей, и шестисложный размер, скорее всего, будет распадаться в двух- или трехсложные (приведенные выше строчки - не исключение). Почти всякое стихотворение, написанное трехсложным размером, будет подчиняться и шестисложному, но это не оказывает влияния на звучание стиха.
Вообще, говоря о (n,k)-размерах с большими n, следует, во-первых, иметь в виду, что чересчур далеко расставленные сильные слоги вряд ли смогут создать определяющий ритм стиха, а во-вторых, принимать во внимание следующее, чисто арифметическое обстоятельство.
Упражнение 4. Пусть m - число слогов в строке. а) Если n >= k > n, то строка заведомо подчиняется (n,k)-размеру (сильных слогов нет - сравните со случаем n = k = 1, с. 21). б) Если k <= m < k+n, то условие подчиненности (n,k)-размеру не зависит от n и сводится к тому, что k-й слог ударен. Поэтому целесообразно считать (это можно добавить к нашему определению), что число слогов в строках стихотворения, подчиненного (n,k)-размеру (хотя бы в большинстве строк) не меньше k+n. (Например, бессмысленно искать (5,5)-размер в "Драконе" Гумилева - см. с. 23.)
На практике все это означает, что (n,k)-размеров с n, большим 5, не бывает, так что мы можем закончить наш разговор. За его пределами остались многочисленные отступления от силлаботоники, которыми богата русская поэзия. Но эти отступления находятся и за пределами нашего арифметического подхода к стихотворным размерам.
Упражнение 5. Определите размер следующих стихотворений: а) Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый. Нынче наши перья - штык да зубья вил,- Битвы революций посерьезнев "Полтавы" И любовь пограндиознее онегинской любви. (Маяковский) б) Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего.дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. (Бальмонт) в) Ветер злой, ветр крутой в поле, Заливается, А сугроб на степной воле Завивается. При луне (на версте мороз - Огонечками!) Про живых ветер весть пронес С позвоночкями. (Фет) г) Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своей слезою горячею Новогодний лед прожигать. (Ахматова) д) Над широкою рекой, Пояском-мостком перетянутой, Городок стоит небольшой, Летописцем не раз помянутый.
Знаю, в этом городке Человечья жизнь настоящая, Словно лодочка на реке, К цели ведомой уходящая. (Гумилев)
|