КИТА unofficial
Ноябрь 15, 2024, 04:56:54 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости:
 
   Начало   ПРАВИЛА Помощь WIKI PDA Войти Регистрация  


Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Повелители севера  (Прочитано 7327 раз)
Описание темы: Атомные ледоходы
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
transformator
Dark Elf
Модератор
Проректор
*****

Карма: +236/-8
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3509


Omnia mea mecum porto


« : Декабрь 25, 2007, 09:08:24 »

Люблю я, знаете, такие темы.
Вызывает целую гамму чувств: чувство гордости, что рожден я еще в СССР, обиды, что всё это развалено и очень мало кому нужно, презрение к современной политике и их участникам и много многое другое  Грустный

Ну да ладно. Не будем вмешивать политику и историю. Собвтсвенно сабж, который взят отсюда

Повелители севера

50 лет назад, сразу после триумфального прорыва в космос, Советский Союз спустил на воду первый в мире атомный ледокол, открыв новую страницу в освоении Арктики.

Тогда еще никто не собирался делить Северный Ледовитый океан в поисках полезных ископаемых, а о глобальном потеплении никто не мог даже предположить. Арктика была ледяным белым пятном, по которому бродили медведи и чудаковатые путешественники.

Однако «страна родная» была настолько широка, что основная (по размеру) часть СССР находилась за Уральским хребтом. Через которую, и то только на юге, проходила одна-единственная Транссибирская магистраль. До многих сибирских городов, являющихся также промышленными центрами, можно было добраться только водным путем, поднимаясь вверх по рекам. О Магадане и Камчатке, расположенных на самом краю света, и говорить не приходится.

Но сначала караванам транспортных судов следовало пройти т.н. «Северным морским путем» - вдоль берегов Ледовитого океана. Который полвека назад не спешил стремительно таять, и наткнуться на скопление льдов корабли могли даже летом. Поэтому впереди их пускали специальные суда - ледоколы.

Они же использовались для спасательных операций, когда нужно было вытащить из ледяного плена отдельное судно или застрявших неудачливых исследователей - вспомните, как в 1929 году «Красин» пришел на помощь экспедиции Нобиле. Кроме того, ученые и сами предпочитали использовать ледоколы для своих арктических походов.

Красин


Кто-кто, а географы прекрасно знали, чем грозил обычному кораблю ледяной плен. Их шхуны XIX века отчаянно маневрировали между льдинами, пока не упирались носом в глыбу. Скорость потеряна, движения нет, а к утру вокруг судна намерзала корка. Так начинался дрейф вместе с ледяным полем - и счастье, если он не оканчивался тем, что корабль раздавливало, как яичную скорлупу.

Даже относительно небольшие по толщине льды европейских портов создавали огромные проблемы для мореходства. Зимой кораблям частенько приходилось стоять в портах. По этой причине, как считают некоторые историки, провалился в 1921 году Кронштадтский мятеж - скованные льдом линкоры не смогли выдвинуться к Петрограду и погрозить большевикам главным калибром.

Но первые ледокольные суда начали строить только после появления паровых машин. Экспериментальные проекты были весьма удивительны: среди них были корабли с огромной дисковой пилой и даже гигантскими ножницами - для разрезания льдов в прямом смысле слова. Еще на одном судне предполагалось установить на носу подъемный кран с многотонной гирей.

Удивительно, но к наиболее простой и одновременно самой эффективной схеме ледокола корабелы пришли только в 1864 году. А именно: носовая часть корабля, имеющая специальную форму, плавно наезжала на лед и разламывала его своим весом. Именно таким сделал свой пароход «Пайлот» русский купец Бритнев.

В отличие от размахивающих гирями или пилами «трансформеров», такой ледокол мог развивать довольно приличную скорость и прокладывать пути в бесконечных ледяных полях.

Первым российским ледоколом стал знаменитый «Ермак». Потом появились «Ангара», «Святогор» (переименованный в «Красина») и многие другие. По численности ледокольного флота Россия, а затем СССР вышли в лидеры - что неудивительно, учитывая потребности в них.

Паровые, паротурбинные, дизель-электрические - какими бы мощными и надежными ни были эти ледоколы, все они имели один недостаток: ограниченный запас топлива. Поэтому в 1953 году в Москве задумались о применении на ледоколах ядерной силовой установки.

Повод для этого был: в США как раз строилась первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус», имевшая дальность плавания (до перезагрузки реактора) 125 тысяч километров, и проектировались первые атомные авианосцы. Советский Союз уже готовил свой адекватный ответ в виде субмарины «Ленинский комсомол» - однако решил бросить силы и на проект «мирного атома», который был полезен не только в хозяйственных, но и в пропагандистских целях.

Итак, 5 декабря 1957 года, когда мир еще с восхищением (а кто и с раздражением) прислушивался к «пи-пи-пи» первого искусственного спутника Земли, на Адмиралтейском заводе Ленинграда спустили на воду корпус первого мире атомного ледокола. Названный в честь своей важности и уникальности именем вождя мирового пролетариата, «Ленин» положил начало целому классу небоевых кораблей с ядерными судовыми установками.

Ленин


Которые, кстати, строили только в СССР, а теперь в России - подобные проекты не осилил больше никто. Притом, что сейчас Канада и США, увлекшиеся «арктической лихорадкой», вынуждены только кусать локти, глядя на лихо бороздящие Ледовитый океан российские атомоходы.

Полная мощность ядерной установки «Ленина» составила 44 000 л.с. Это было в 4,5 раза больше, чем у «Красина», и вдвое больше, чем у работавшего на жидком топливе американского ледокола «Глетчер». Суточное потребление урана составляло всего 45 грамм - и советские журналы обязательно писали, что это всего один спичечный коробок радиоактивного металла. Разумеется, виртуальный - поскольку идиотов, желающих мерить уран коробками, не было.

Ледокол развивал 18 узлов (около 34 км/час) по чистой воде, а при прохождении через лед толщиной 2-2,8 метра его скорость снижалась до 2-3 узлов. При этом ломать льды он мог не только носом, но и кормой - также «заточенной» под ледокольную форму.

Конструкторы ледокола предусмотрели все - в том числе гипотетическую возможность ледяного плена своего детища. В старину подобная проблема решалась топорами и кирками - команда слезала с корабля и ломала лед вокруг его корпуса. «Ленин» ломал его сам: в корабле была установлена система балластных цистерн, и путем перекачивания воды корпус можно было раскачивать как с борта на борт, так и с кормы на нос - и обратно.

15 сентября 1959 года ледокол «Ленин» отправился в свое первое плавание. Спустя 30 лет, пройдя 654 000 морских миль (более 1,2 миллиона километров), ледокол был выведен из эксплуатации и причалил у Мурманска, превратившись в музей. Нужно сказать, вовремя, поскольку это позволило ему сохранить свое первоначальное название и не попасть в чехарду переименований, которая обрушилась на его старших братьев.

26 декабря 1972 года Балтийский завод спустил на воду новый атомный ледокол проекта «10520», получивший имя «Арктика». Длиной 150 метров, с двойным корпусом, с двумя ядерными реакторами по 171 мегаватт каждый, ледокол мог преодолевать льды толщиной свыше 3 метров!

Правда, даже эти ледовые богатыри не бросаются опрометчиво «грудью» на айсберги - с помощью авиаразведки (а сейчас спутниковых систем) их штурманы прокладывали маршруты через наименее тяжелые ледяные поля.

Благодаря своим уникальным возможностям, в 1977 году «Арктика» стала первым надводным кораблем, который достиг Северного Полюса. Тогда это было незабываемое событие, которое тут же, прямо у «земной оси», отметили грандиозным банкетом. Сейчас маршруты на полюс для российских атомных ледоколов стали обыденным делом - они возят туда иностранных туристов. Стоит это удовольствие около 25 000 долларов.

После кончины Леонида Брежнева «Арктике» присвоили его имя. Однако спустя пять лет снова «разжаловали», а «Брежневым» назвали новый строящийся ледокол того же класса. Но потом ругать брежневский «застой» стало традицией, поэтому в 1990 году и его переименовали в «Советский Союз».

Всего же было построено шесть ледоколов этого типа: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы».

Россия


Помимо них, в 1989 и 1990 годах в строй вошли два атомных ледокола речного класса - «Таймыр» и «Вайгач», работающие на Енисее. От своих собратьев они отличаются меньшей осадкой и чуть меньшей мощностью. А годом ранее в море вышел совершенно уникальный и единственный в мире атомный лихтеровоз - построенный, кстати, в Керчи, и носящий странное бесцветное имя «Севморпуть».
Это 260-метровая громадина водоизмещением 60 000 тонн, ненамного уступающая габаритами американским атомным авианосцам, предназначена для перевозки грузовых контейнеров по маршруту имени себя, без сопровождения ледоколов - поскольку сама может преодолевать метровые торосы.

Севморпуть


Увы, «Севморпуть» был первым и последним детищем советского атомного транспортного флота. Грандиозные проекты превращения Ледовитого океана в оживленную магистраль, по которой бы сновали мирные ядерные гиганты, были свернуты и забыты сразу после развала СССР.

Записан

"Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо".  Артем
Olorin
Mодератор
Профессор
*****

Карма: +25/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Награды:
За долгое терпение.
Сообщений: 902


Кто к нам с чем зачем, тот от того и того


« Ответ #1 : Январь 27, 2008, 11:40:12 »

Я прочел тему примерно так :" Повелители сервера" Смеющийся.
Думал тут про АДминов.
Записан

Количество опыта пропорционально количеству выведенной из строя техники.
SV
Футбольный резидент
Завкаф
*****

Карма: +35/-9
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1377


Мы кроты, мы всех сильней!


WWW
« Ответ #2 : Январь 27, 2008, 11:56:32 »

Olorin, да точно так же прочитал.
Месяц назад, когда публиковалась эта интересная статья я находился в состоянии перманентного алкогольного опьянения, вызванного получением диплома. И только лишь сегодня (совершенн случайно и во многом благодаря Olorin'у набрёл на эту тему. Спасибо, transformator действительно интересное повествование. good Заслуженный +1! Чего и говорить наши технологии ВПК и смежных областей всегда были новаторскими, а некоторые так и остались непревзойденными. Мне вот только интересно как «Севморпуть» добирался до Мурманска (или какого другого порта, может Архангельска?) Наверное вкруговую через Средиземное море и дальше? Прикиньте увидеть эту махину в Стамбуле с моста через Босфор? Эх... Вот это зрелище!
Записан

Наши цвета - солнце и уголь,
Наши сердца - жаркий костёр.
Ты наша гордость, ты наша удаль,
Наша команда - донецкий "ШахтЁр"!
Братство Танунахов
ИГ «Мракобесы Crew»
ИГ «Антиэмблема ФК «ШахтЁр» (Донецк)»
Alder
Администратор
Проректор
*****

Карма: +331/-16
Offline Offline

Пол: Мужской
Награды:
За II место в конкурсе поэзии (весна-2007)2 место в фотоконкурсе \За II место в фотоконкурсе \3 место в фотоконкурсе \2 место в фотоконкурсе \Лучший знаток музыки 2009Лучший знаток музыки 2010
Сообщений: 11224


just for fun


WWW
« Ответ #3 : Январь 28, 2008, 04:33:24 »

Разговор на тему СССР уехал сюда
Записан

"There are things known and there are things unknown, and in between are the doors..." (Jim Morrison)
vimmax
Mодератор
Декан
*****

Карма: +42/-3
Offline Offline

Пол: Мужской
Награды:
лучшая гитара мира
Сообщений: 1713


♪♪ ♫ ♪♪ ♫ ♪♪ ♫ ♪♪


« Ответ #4 : Январь 28, 2008, 04:35:11 »

Разговор на тему СССР уехал сюда
лучше б он уехал куда подальше Грустный ...
Записан

♪♪ ♫  LET FOREVER BE  ♫ ♪♪ ♫ ♪♪ ♪♪ ♫
Mixali4
striped singer KITA
Декан
*****

Карма: +72/-2
Offline Offline

Пол: Мужской
Награды:
Лучший знаток музыки 2008
Сообщений: 1831



« Ответ #5 : Январь 28, 2008, 04:41:59 »

Off-Topic - помечено автором как "не соответствует обсуждаемой теме"
Блин, рваный день какой-то сегодня. Вырезают, перестывляют
Записан

Всё приходящее, а музыка вечная
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Penguins Counter Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.8 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS! Internetmap
Страница сгенерирована за 0.082 секунд. Запросов: 34.