Статья о Снежнянских захороненияхТему этой статьи подсказало письмо в редакцию «2000». Читатель небольшого донбасского городка хочет знать, кто и почему допустил привоз в его г. Снежное 30 вагонов какого-то экологически опасного груза.
ШАХТЫ № 104 НЕ НАШЛИ, ЕЕ НЕТ В ПРИРОДЕ
Панические слухи "маленьких украинцев" едва не сотворили международный скандал. Причем, как водится, о своей беде Украина узнала из российского интернета. Прошлогодней осенью бдительные интернет-репортеры кинулись извещать всех об очередной экологической катастрофе. Мол, на ближних подступах к России, а именно на приграничных с Ростовской областью землях Донбасса, идет захоронение ядерных отходов. В какой-то 104-й шахте. Интересно, что никаких ссылок на авторитетные источники этой информации не было.
Украинские СМИ сенсацию растиражировали. Так что на анонимный вопль "караул!" пришлось реагировать чиновникам. Им слухи дали географическую подсказку. Вроде "ховають" ядерные отходы в Амвросиевском районе. Это действительно граничащий с Ростовской областью район Донецкой области. Но почему именно сюда кому-то вздумалось везти для захоронения ядерные отходы и кого они должны были "засветить"? Тогда же в украинских СМИ мелькнуло название знаменитого Амвросиевского цементного комбината: мол, на это предприятие прибыл некий опасный груз, а комбинат его не заказывал. Этих намеков хватило, чтобы руководство предприятия забеспокоилось о своей деловой репутации. Специалистам комбината пришлось даже выезжать в Ростовскую область и вживую общаться с тамошними журналистами - проводить "круглые столы" и давать интервью, опровергая наветы.
"Все это могло быть продуманной провокацией, потому что наш комбинат - крупнейший в Украине. К тому же мы активно осваиваем российский рынок. На юге России, Северном Кавказе начался настоящий строительный бум. Наш цемент там уже оценили", - такую версию появления слухов поведал нам один из экспертов, не пожелавший афишировать свое имя.
Его точку зрения отчасти подтвердили и выводы комплексной проверки подозрительной территории. Специалисты нескольких государственных ведомств обследовали все места, где теоретически возможно было бы упрятать несколько тысяч тонн ядерных отходов, - карьеры и балки. Никаких следов и никакого радиоактивного фона. А шахта №104 на балансе Амвросиевского ОАО "Донцемент" никогда не числилась. В Киев для МИДа ушли бумаги с авторитетными заключениями. И вскоре вся эта история забылась.
ЭШЕЛОНУ ОТКАЗАЛИ В ДОВЕРИИ
Международного скандала не получилось, хотя в Амвросиевском районе он еще тлеет.
В один из сентябрьских дней 2005г. в кабинете начальника Восточной региональной экологической инспекции Сергея Хорошаева прозвенел звонок. Тогдашний (и ныне переизбранный) мэр Снежного Валентин Чепурной сообщил: пришедший на личный прием житель принес весть: рядом со строящейся частной шахтой в поселке Залесное кто-то выгрузил несколько вагонов какого-то вещества. Его привезли издалека, из-за границы. Требовалось срочно выяснить, чей это груз и почему так долго лежит под открытым небом, беспокоя население.
В тот же день г-н Хорошаев со своим замом отправились в Залесное. То, что они увидели и узнали, заставило бить в набат. "14 сентября я известил о ЧП Донецкое облуправление экобезопасности, прокуратуру, санэпидемслужбу. На месте были взяты пробы для проведения лабораторных исследований вещества. А 16 сентября к нашей ситуации подключилась природоохранная прокуратура", - рассказал нам Сергей Хорошаев о том, как закрутилось было колесо контроля. По этому факту прокуратура возбудила уголовное дело по 4 статьям.
Выяснились столь поразительные вещи, что возмущенные депутаты Снежнянского горсовета созвали внеочередную сессию. Оказалось, что некое ЧП "Дармин" без разрешения властей завезло на территорию города целую гору битумосодержащего вещества. На сессию прибыла посланница от "Дармина" Ирина Зарецкая. Извинилась, а потом снисходительно просветила депутатов о бессмысленности их ропота. Какие претензии, если природоохранная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела? Да, у "Дармина" получились досадные нестыковки. Пришлось временно груз складировать не там, где планировали. Но площадка с грузом - на арендованной ЧП земле (договор с Залесненским поссоветом имеется). 2 тыс. т вещества - это, как указано в документах, "строительная добавка". И почти безвредная, раз относится к 4-му классу опасности и может использоваться в строительных работах (так заверили эксперты-химики). И вообще пора прекращать панику, потому что добавку уже перевезли в соседний город Амвросиевку, на специальный склад. Депутатам осталось признать, что их власть для арендатора - всего лишь бумажное недоразумение. Потому сессия призвала своих коллег из Залесненского поссовета расторгнуть договор с "Дармином" на аренду земли. И решили написать в Верховную Раду обращение о запрете ввоза в Украину промышленных отходов.
ЗАЧЕМ ПЛЫВЕТ ПО ДУНАЮ БИТУМ?
Вся эта история только на первый взгляд кажется местечковой. После общения с рядом специалистов, ознакомления с официальными бумагами и доверительных бесед с экспертами у меня появилось достаточно оснований утверждать следующее. Международный экологический скандал в Амвросиевке все-таки случился, но его сейчас стремятся глубоко захоронить там же. "Как!?" - возмутятся чиновники на самом верху власти. Мол, "что вы там, в провинции, себе позволяете!" Хотя они-то лучше всех знают, как именно можно такое сотворить. Более того, с участием некоторых столичных чиновников становятся вероятными подобные истории. Еще хуже - они являются доказательством наличия в Украине очень прибыльного (и законспирированного) теневого рынка транспортировки и захоронения промотходов из-за границы.
Одну из схем можно увидеть на примере амвросиевской "добавки".
Некая киевская фирма ООО "НПП Эконова" (адрес: г. Киев, ул. Щекавицкая, 36) там же, в столице, получает "положительный вывод Госсанэпидэкспертизы Министерства здравоохранения Украины от 16.05.2005 года №05.03.02-0320918 на строительную добавку в виде глины с содержанием битума для производства цемента...", - читаем выводы главного госсанврача Донецкой области Виктора Денисенко. Далее по тексту этого документа интригующие детали. Ведь неизвестно, предоставлялись ли экспертам МЗУ образцы вещества. Как указано, "в соответствии с описанием собственника вещества (данные лаборатории КБФИ Лабор, г. Будапешт, Венгрия) оно является смесью остатков после добычи и переработки нефти, угля и угольной пыли и должно характеризоваться следующим составом..."
Груз с этим веществом "Эконова" транспортировала с венгерского предприятия Casys kft по реке Дунай в порт Измаил. Там разрешение на ввоз и реализацию своим штампом в товаро-транспортной накладной дала Дунайская бассейновая СЭЗ (на основании упомянутой выше бумаги от МЗУ). И тоже назвала груз "строительной добавкой", но уже годной для производства... бетона. Куда груз поехал дальше?
Оказалось, что за день до получения "добра" в МЗУ (то есть 15 июня) "Эконова" заключила договор с ЧП "Дармин" (г. Макеевка, Донецкое шоссе, 109 а15) на хранение груза. Позже обнаружится, что дата "15.06" чьей-то рукой исправлена на "15.07" и никем не заверена. То есть получилось, что "Дармин" мог хранить 2 тыс. т груза не положенных 90 дней, а все 120. Кстати, в органы СЭЗ была подана железнодорожная накладная на отправление из Измаила 13.07.05 года всего 1 (!) вагона (нетто - 63,6 т) груза.
С какими сопроводительными документами катил в Донбасс эшелон с еще 29 вагонами "добавки", непонятно. Каким был маршрут, кто транзит оплачивал и кому - неясно вдвойне. Известно только, что все 2тыс. т груза все же легли на промплощадку у шламонакопителя ЦОФ "Снежнянская". И уже 16 августа "Дармин" получает от предприятия "Донецкэкология" сертификат качества, причем с указанием на высокое содержание тяжелых металлов (что недопустимо для производства цемента).
ДОБАВКА ОПОЗДАЛА К ПРЕЗИДЕНТУ
Так для кого же "Дармин" так старался? Маловероятно, чтобы из Венгрии груз везли "на деревню дедушке". И золотой такая добавка станет по цене. Считаем: только транспортировка из Измаила в Снежное по железной дороге стоит 3 тыс. грн. за 1 вагон (а их прибыло 30). Кто же так разорился и ради чего?
Мы пытались выяснить у руководства ОАО "Донцемент", не их ли предприятие все же ожидало этот груз (как высокотеплотворное топливо или как строительную добавку), о чем говорили донецким журналистам вполне официальные лица. Будто бы инициатива исходила от тогдашнего президента ОАО "Донцемент" Георгия Цапова. А пока груз доставляли из Венгрии в Амвросиевку, на комбинате поменялся менеджмент, должность президента компании была ликвидирована. Теперь местным журналистам поясняют: господин Цапов мог действовать только как частное лицо. Мол, в период скандала с грузом этот руководитель был ограничен в полномочиях. Цапов не имел права первой подписи (согласно Уставу ОАО).
Сегодня же у "Донцемента" новый хозяин - контрольным пакетом акций владеет фирма "Хайдельбергцемент Групп" (она работает в 50 странах и имеет 2 завода в Днепропетровской области). Ее репутация безупречна - сырье без соответствующих сертификатов не используют. Словом, былые грехи прежнего руководства никакого отношения к нынешним топ-менеджерам ОАО не имеют. Таким резюме в телефонном разговоре с нами завершил интригу скандала вокруг 30 вагонов ничейной "добавки" один из руководителей комбината.
А на днях в редакцию "2000" за подписью начальника Донецкого госуправления экологии Сергея Третьякова поступил письменный ответ на наш запрос о происхождении груза и его дальнейшей судьбе.
В ответе указано: "Будівельна добавка у вигляді глини із вмістом бітуму була придбана ТОВ "Науково-виробниче підприємство Еконова" (м. Київ) у Hololgen Kornezetvedelem Kft (Угорщина) за контрактом від 11.04.2005 р. №05/04-11/Д.
При лабораторних дослідженнях складу та властивостей продукту ДП "НДПІ "Донецький ПромбудНДІпроект" встановлено, що ця речовина є низькокалорійним паливом з високою зольністю та зернистістю і не відповідає опису хімічної лабораторії KBFI (Угорщина) та висновку МОЗ України (яке отримано "НВП Еконова") за складом та вмістом хімічних речовин.
Донецькою міжрайонною природоохоронною прокуратурою прийнято постанову від 25.11.2005 р. про відмову у порушенні кримінальної справи з причини відсутності складу злочину".
Гора венгерской "добавки" нашла временный приют. По договору с "Эконовой" и по согласованию с облСЭЗ груз принял на временное хранение амвросиевский предприниматель г-н Афтений. Нашелся у него подходящий закрытый склад для минудобрений (ул. Ульяновская, 1).
ГРЯЗНЫЙ ГРУНТ ЕВРОПЫ - ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС В УКРАИНЕ
Итак, венгры описали один груз, киевляне привезли в Донбасс нечто иное (и не один вагон, а целый эшелон!).
А что же тогда исследовалось? Как нам пояснила Лариса Гусева (заместитель главного госсанврача Донецкой области), проверялось соответствие образцов груза предоставленным документам. А именно - той самой описи венгерской лаборатории (хотя представитель киевской фирмы вначале пытался доказать безопасность груза... товарно-транспортной накладной! - Авт.).
По данным исследования Донецкой облСЭЗ установлено, что состав вещества и фактические проценты химвеществ столь завышены, что "жидкие отходы нефтепереработки с бурым углем с высокой зольностью и содержанием серы" использовать как строительную добавку для производства цемента невозможно. Мало того, это вещество, по мнению специалистов Донецкой облСЭЗ, можно отнести к п. 59 Желтого списка отходов (постановление КМУ №1120 от 13.07.2000). Так что импорт такого вещества возможен только при наличии специального разрешения Минэкобезопасности, а также выводов органов госконтроля на отходы и на то предприятие, где их будут использовать или утилизировать.
Теперь скромный амвросиевский предприниматель г-н Афтений оказался перед выбором. Даже если он расторгнет договор, то вывозить гору "добавки" за пределы Донецкой области ему придется за свой счет. И куда вывозить? По идее - отправителю в Венгрию. Это невозможно. С фирмой "Эконова" связываться сложно (экспертам Донецкой облСЭЗ приходилось слать запросы на киевский абонентский ящик).
- А может, этой фирмы уже нет? - пришлось полюбопытствовать в одной серьезной конторе (она оберегает граждан Украины от всяческих опасностей).
- Все может быть, - не стал разочаровывать меня серьезный собеседник. - Вы же взрослый человек и должны все понимать...
Я поняла. У одной фирмы сорвалась конкретная сделка. Но печаль от расходов и утраченных возможностей прибыли меркнет перед риском разоблачения. Донецким правоохранителям, вероятно, эта загадочная история непосильна. Ведь истоки скандала ведут в министерские кабинеты Киева. Именно там фирме "Эконова" посчастливилось обзавестись всесильными бумагами, открывающими границы Украины для "ничейного" груза. А Донецкая природоохранная прокуратура смогла лишь после всех проверок установить сумму нанесенного ущерба природной среде - 70 грн.
Скандал получил огласку, остается ждать межгосударственного разбирательства. Кто и как долго этим будет заниматься? А тем временем, пользуясь несовершенством украинских законов, иные прописанные в столице фирмы и фирмочки будут сплавлять по Дунаю все новые эшелоны с загадочными грузами. Или завозить в закарпатские села мешки с просроченными минудобрениями...
Есть верить людям сведущим, то импорт промотходов - бизнес очень прибыльный. Главное - обзавестись солидными покровителями во власти. Только не должно быть проколов с подставными получателями.
Судя по составу, амвросиевская "добавка" очень похожа на снятую с места техногенной аварии почву. В Европе рекультивация земель после подобных ЧП - дело чрезвычайно дорогостоящее. Часто приходится поверхностный слой снимать и вывозить для обеззараживания. Оказывается, вывезти эти тонны грунта под видом "промотходов" на территорию соседней Украины гораздо дешевле, чем оплачивать ущерб по европейским стандартам и тарифам. Донбасс же из-за количества предприятий и разрытого ландшафта - очень подходящий регион, где можно много чего "сховати". Навеки. А "сообразительных" чиновников в Киеве всегда хватало.
Транспортировка экологически опасного груза в Донецкую область - наглядный пример того процесса, который начался при более тесном сотрудничестве с Европой, следящей за своей экологией, и той роли, которая отводится в нем Украине.
Можно только представить, сколько отравляющих и радиоактивных веществ будет переправлено в нашу страну в случае окончательного ее включения в орбиту интересов НАТО.У всех на слуху скандал с планами постройки хранилища для отработанного ядерного топлива в Чернобыльской зоне. И вот еще один эпизод. Из него и ему подобных постепенно вырисовывается весьма мрачная картина будущего Украины.
Источник: Газета «2000»
УРА-Информ.Донбасс
Статьи в тему:
1)
Украина тайно сваливает у наших границ ядерные отходы2)
Красные кариатиды Донбасса(Отправлено в: 03 Марта 2008, 01:54:52)А шахта 104 очень даже реальна и находится она на территории города Снежного и ходит туда вполне реальній 8 маршрут городского транспорта, так что как говорят нету діма без огня.
А в статье((1) Даже приведена карта согласно которой на территории области и в частности города Снежного размещені захороненния ядерніх отходов. Вот и думайте где радиофон сприятлывый...