5. Девять кругов ада
Божественная Комедия (The Divine Comedy) Эпическая поэма Данте, написанная в начале четырнадцатого века, описывает путешествие автора через мир мертвых. Поэма состоит из трех частей, в каждой из которых рассматривается один из трех потусторонних миров: Inferno (ад), Purgatorio (чистилище), и Paradiso (рай). Мы рассмотрим лишь две из них.
Немного истории:
Божественная Комедия состоит из трех частей, Inferno (Ад), Purgatorio (Чистилище), и Paradiso (Рай), состоящих, соответственно, из 34, 33, и 33 песней. Песнь первая - Inferno, является вступлением к Божественной Комедии, приводящим каждую часть к 33 песням. В работе доминирует число 3, представляя каждую частью поэмы. Их общее количество - 100 является не случайным. Поэтический стиль используемый в поэме, terza rima (терцина), является одинадцатисложником (строка из одиннадцати слогов), со строфами составляющим трехстишие в соответствии со схемой рифмовки ABA BCB CDC . . . YZY Z.
Поэт повествует от первого лица путешествие через мир мертвых, происходящее во время Страстной Недели весной 1300 года. Его путеводителем через Ад и Чистилище является Латинский поэт Вергилий, автор Энеиды, а через Рай - Беатриче, идеал совершенной женщины Данте. Беатриче наречена в честь женщины, которой он восхищался и питал платоническую любовь, но никогда не давал волю своим страстям.
Поэма начинается в Андреево стояние (Великий Четверг) 1300 года, в середине жизненного пути: "земную жизнь пройдя до половины" (Nel mezzo del cammin di nostra vita), и вводит нас в разгар событий (opens in medias res). Данте тридцать пять лет (половина от определенных библией 70-ти - Псалом 90:10), он блуждает в сумрачном лесу (лес аллегорическое определение самоубийства - песнь 13), подвергаясь нападениям животных (аллегорическое изображение грехов), от которых не может скрыться и отыскать "прямой путь" к спасению. Осознавая, что он губит себя, что он падает в "бездну" (basso loco), где безмолвствует солнце ('l sol tace), Данте находит спасение в лице Вергилия, после того, как его возлюбленная Беатриче ходатайствует за него (Песнь 2), и вместе с Вергилием он начинает свой пусть по миру мертвых.
Данте и Вергилий минуют врата Ада, на который написана знаменитая фраза "Оставь надежду всяк сюда входящий" ("Lasciate ogne speranza, voi ch'intrate") и проходят Таинственные Сени Тщетности, где томятся те, кто своими действиями и нравом были столь ничтожны и нерешительны ("не зная ни славы, ни позора смертных дел"), что они не заслуживают ни Рая, ни Ада: они находятся в вечной погоне за ускользающим от них стягом, их кусают осы и слепни (Песнь 3). Данте и Вергилий пересекаю Ахером, перевозимые Хароном, дабы достичь Ада.
Вергилий проводит Данте через девять кругов ада. Круги являются концентрическими, каждый новый круг представляет собой все большее и большее зло, достигая кульминации в центре земли, где томится Сатана.
Девять Кругов Ада:
Круг 1. Преддверие Ада (Лимб) - не крещеные язычники, атеисты, безгрешные души не принявшие Христа. Их не касается кара в прямом смысле, но они не способны достичь Рая, отрекшись от Бога навеки (Песнь 4). Все осужденные грешники судятся Миносом, приговаривающим каждую из душ к одному из восьми последующих кругов. Круги структурированы в соответствии с классической (Аристотелевской) концепцией добродетели и порока, так, чтобы сгруппировать их по грехам невоздержания (грехи рыси), насилия (грехи льва), злобы и порока (грехи волчицы). Грехи безволия, в борьбе с похотью и природными слабостями, являются среди прочих наименьшими, и, соответственно, появляются первыми:
Круг 2. Души не устоявшие перед искушением - сладострастием, пленены неутихающей бурей и никогда более не коснуться друг друга (представленные в лице Франчески да Римини и ее возлюбленного Паоло - Песнь 5).
Круг 3. Чревоугодники, погребенные лицом в грязь и раздираемые на части Церберами (Песнь 6).
Круг 4. Скупцы, наживавшие состояние, и расточители, расточавшие его, принуждены двигать гигантские камни (грузы) в противоположных направлениях (Песнь 7).
Круг 5. Гневные, борющиеся друг с другом в болотном месиве (Стигийское Болото), и рабы праздности, находятся в подводном заключении (Песнь
.
Низшие уровни ада заключены в стенах города Дита (Дис), который, в свою очередь, окружен рекой Стикс (Песнь 9). Здесь заключены физические грехи (противоположность греховным помыслам); прежде всего, грехи связанные с жестокостью и насилием.
Круг 6. Еретики, плененные в огненных могилах (Песнь 10 и 11).
Круг 7. Насильники (Песнь 12 и 17). Круг седьмой разделен на три круга:
Внешний круг: Насильники над ближним и над его достоянием, томятся в кипящей реке крови (Песнь 12).
Средний (промежуточный) круг: Насильники над собой и своим достоянием - самоубийцы, обращенные в черные терновые деревья [Их не ждет воскрешение (возвращение к жизни) после суда. Лишив себя жизни они принуждены проводить вечность в физической оболочке (в отличии от других умерших, обретающих после смерти бесплотный облик), а именно в теле дерева, с их собственными трупами свисающими с его ветвей] К этому кругу, также, приговариваются, распутники и расточители, вечно преследуемые средь терновых деревьев бешеными псами (Песнь 13).
Внутренний круг: Насильники над божеством, богохульники, содомиты (мужеложцы), и лихоимцы (ростовщики), мучимые в огненной пустыне, где огонь ниспадает с небес (Песнь 14 и 17).
В двух последних кругах Ада караются грехи порочности, или грехи порочного ума; т.е., грехи, происходящие от сознательного мошенничества или предательства (вероломства), души сих грешников могут быть достигнуты только при спуске с высокого утеса в бездну (копь) Ада.
Круг 8. Мошенники - виновные в умышленных греховных деяниях, заключены в круге именуемом Malebolge (страшные ямы, ямы зла или злые щели)(Песнь 18 и 30). Восьмой круг разделен на десять рвов:
Ров 1: Сводники и обольстители, находятся в хождение в противоположных направлениях, бичуемые демонами (Песнь 18).
Ров 2: Льстецы, толпы влипших в кал зловонный (Песнь 18).
Ров 3: Святокупцы (симонисты), продающие и покупающие церковные должности, замурованные в скважины из которых видны лишь их ноги, обжигаемые огнем (Песнь 19).
Ров 4: Прорицатели и лжепророки, их головы развернуты в обратном направлении, так, чтобы они могли видеть только то, что находиться позади них (Песнь 20).
Ров 5: Мздоимцы (коррумпированные власть имущие), плененные в озере кипящей смолы (Песнь 21 и 22).
Ров 6: Лицемеры, облаченные в мантии, богатые снаружи и убого-свинцовые внутри (Песнь 23).
Ров 7: Воры, преследуемые ядовитыми змеями. После укуса змеи, они сами становятся змеями и преследуют других воров (Песнь 24 и 25).
Ров 8: Лукавые советчики, охваченные пламенем (Песнь 26 и 27).
Ров 9: Зачинщики раздора, те, чьи тела разрываются на части, после чего снова заживляются для того, чтобы быть снова разорванными (Песнь 28 и 29).
Ров 10: Поддельщики (фальсификаторы): поддельщики металлов, поддельщики людей (выдающие себя за других), поддельщики денег и подельщики слов (лжецы и клеветники). Каждый из них карается отвратной болезнью (напр. зловонной чесоткой) (Песнь 29 и 30).
Круг 9. Обманувшие доверившихся, заморожены в ледяном озере (Песнь 32 и 34). Каждая группа предателей заморожена в глыбах льда, начиная с ледяного плена достигающего их пояса, и заканчивая полным заключением в лед. Девятый круг разделен на четыре концентрических пояса:
Пояс 1 "Каина" (Caina): Предатели родных (Песнь 32). Названы в честь Каина.
Пояс 2 "Антенора" (Antenora): Предатели родины и единомышленников, (Песнь 32 и 33). Названы в честь троянского вождя Антенора, который, согласно послегомеровского предания, сдал город Грекам.
Пояс 3 "Толомея" (Ptolom?a): Предатели друзей и сотрапезников (Песнь 33). Названы [вероятно] в честь Птолемея, капитана Иерихона, пригласившего в свой дом Симона Первосвященника и его сыновей, и убившего их. Один из обитателей третьего пояса, инок Альбериго, объясняет, что, порой, души попадают сюда до времени, когда им должен повелеть Атропос (Судьба - рок, обрезающий нить жизни). Их телами на земле тот час же завладевают бесы.
Пояс 4 "Джудекка" или "Иудекка" (Judecca): Предатели благодетелей (Песнь 34). Это одна из ужаснейших частей Ада, где обитает Люцифер, вечно пожирающий тела Брута, Кассия, и Иуды Искариота, чьим именем и назван последний пояс.
Paradiso (Рай)