В 2003 году к берегу нашей гавани кинолюбителей впервые причалил Джек Воробей… Оу… Капитан Джек Воробей. Причалил красиво и эффектно – на постепенно тонущем корабле бравый, но слегка нетрезвый Джек сумел добраться до пристани, чтобы начать историю своих похождений.
Персонаж сразу же стал чертовски популярным, и во многом стал главным парусом на реях «франшизы» Пиратов Карибского моря. Танцующая, пошатывающаяся походка то ли пьяного, то ли излишне метросексуального пирата, обманщика, разбойника и очень обаятельного героя уверенными шагами направилась к вершинам мировой известности. Бренд как главного героя, так и всего фильма стал безумно популярным - сувениры, компьютерные игры сомнительного качества, различные рекламные компании и другие мелочи франчайза в миг стали золотым дном для студии Дисней, которая, кстати, на первых порах негативно относилась к такому главному герою экранизации собственного аттракциона, упрекая его за вредные привычки и… легкую гомосексуальность. Прошло совсем немного времени, и теперь ни один праздник-маскарад не обходится без костюма с красной банданой и бородкой, а дети всего мира не вспомнят про героев Стивенсона, когда их спросят про пиратов.
Не откладывая в долгий ящик продолжение, авторы сняли второй и третий фильм. «Сундук мертвеца» и «На краю Света» самую малость не дотягивали до первого фильма, но полностью соблюдали каноны и принципы первой части – как в плане сюжета, юмора, персонажей, так и относительно финансового успеха. Трилогия завершилась, завершилась и история двух спутников Воробья, или как их еще называют очень красивых и очень дорогих декораций – героев Орландо Блума и Киры Найтли. Финал был красивым и замечательным. Закат догорал, корабль уходил в даль, самые чувствительные зрители утирали слезу. Как вдруг, нам показали Джека, в лодке и с картой, на которой незримым, но очень понятным почерком было выведено «скоро на экранах».
«Скоро» наступило вчера, 19 мая 2011 года, и успело собрать целую коллекцию самых различных ожиданий и мнений. Одни резонно считали, что с завершением истории Тернер-Суон (Блум-Найтли) собственно и рассказывать то не о чем. Другие заметили, что режиссера оригинальной трилогии Гора Вербински, сменил Роб Маршалл, специализирующийся… на мюзиклах и мелодрамах. Кто-то, завистливо глядя на кассовые сборы, утверждал, что в четвертый раз не получится сорвать куш. А кто-то просто ждал новую страницу из жизни Джека Воробья.
Что тут скажешь…
Практически все были хоть чуточку, но правы.
В новом фильме практически нет героев оригинальной трилогии. Кроме Воробья, остался капитан Барбосса, Гиббс и папаша Джека (Кит Ричардс). Второстепенных персонажей, а иногда складывалось впечатление, что кроме Джека, все – второстепенны, получили почти идентичные заменители. И тут ключевое слово «почти». Вместо очень милой парочки пиратов, мы имеем двух отдельных дураковатых пиратов, вместо правильного Уилла Тернера – еще более правильный и праведный… Филипп, героиню Найтли, как буд-то бы разделили на двух персонажей - Анжелику, которую сыграли сестры Крус, и русалку, которую сыграла очень миленькая девочка с большими глазами. В оригинальных фильмах злодеями были адмирал Барбоса в исполнении Джефри Раша и Дейви Джоунс за авторством Билла Найи и компьютерной графики. Сыграли их великолепно и очень ярко. Черная Борода из четвертой части ни сколько не оправдывает свое громкое имя и славу главного страха для всех моряков. Единожды зажег фитили в своей бороде, в дальнейшем он к ним не обращается, фехтует, мягко говоря, неважно, иногда колдует путем поглаживания эфеса своей сабли. В общем, на мой взгляд, это один из самых главных минусов фильма.
Более важным минусом является явное упрощение сюжета. Вместо туго связанного клубка сюжетных нитей, с переплетениями, узлами и разрывами, мы имеем шнурок, связанный практически из одной ниточки, с небольшими приплетениями. Для двух последних фильмов трилогии была свойственна массовая теория заговоров, в которой каждый из действующих лиц строил интриги и договора с остальными участниками. Тут же… все достаточно просто и прямолинейно.
Вспоминая про режиссера, хочется сказать, что Гору Вербински удалось показать картину приключений очень ярко и последовательно, в его фильмах красота и качество чисто техническое шли рука об руку. В новом фильме, красоты декораций зачастую смотрятся не так четко, а монтаж некоторых сцен достаточно небрежен. Тут виноват Роб Маршалл. Или…заметное уменьшение бюджета. Точных цифр и знаков, я привести не могу, но, что называется – на лицо. Спецэффектов значительно меньше, это не 300 миллионный «на краю Света», декораций тоже меньше.
Зато звук остался на должном уровне. Многие песни сразу угадываются и остаются играть в голове. Ханс Зиммер - гений.
Кстати, все это снималось в 3д, и бывает тишина-тишина, а какой-то пират БАМ! и шпагу прямо в зрительный зал. Ничего особенного, кроме излишка темных сцен.
Берега действительно оказались странными. Получившийся фильм – точно не плохой, скорее даже хороший, но явно проигрывает каждому из фильмов оригинальной трилогии (так часто повторяю эту связку, как будто это Звездные войны) почти по всем статьям.
Кстати, должен сказать, что данный фильм очень напоминает фильмы об Индиане Джонсе, и как верно подметили сразу несколько людей – лучше бы из фильма убрали вывеску «Пираты Карибского моря», сменив ее чем-то вроде «Приключения Джека Воробья».
«Пираты Карибского моря - 4» - не самый худший сиквел, не самый плохой образчик жанра приключенческого кино. Но он, к сожалению, не подарит вам эмоций, сравнимых с «Проклятьем Черной жемчужины».